Общество | 14 Июня, 2020

Уничтожение русского ТВ в Латвии - здесь есть подвох

Свежие новости: Уничтожение русского ТВ в Латвии - здесь есть подвох

Как так получилось, что, желая интегрировать русских и сделать Латвию максимально латышской, президент-патриот Левитс добил латвийских операторов ТВ и подыграл "кремлевской пропаганде"? Запутавшись в надуманной теории заговора, власти Латвии "пожали" руку Москвы.

Президент Латвии Эгилс Левитс в феврале выдвинул инициативу по ограничению доли русскоязычного контента на телевидении, возможно, рассчитывая на то, что, если русскоязычные, а заодно и латыши перестанут смотреть передачи на русском, в стране все пойдет на лад.

Среди прочего, Левитс, видимо, ожидает невиданного роста экономики Латвии после принятия этой инициативы, потому что долю вещания на русском планируют сократить до 20% в базовых пакетах телеканалов кабельного телевидения, а в более дорогих - оставить в полном объеме.

 

То есть те, кто не может себе позволить платить, должны интегрироваться в латышское общество и смотреть передачи на официальных языках Евросоюза и Европейской экономической зоны, а те, кто платить может, будут помогать поднимать экономику и параллельно наслаждаться "кремлевской пропагандой", а точнее просмотром концертов российских звезд в Кремле, за который честно заплатили.

Депутат Сейма от партии "Согласие" Борис Цилевич на своей странице в Facebook решил подробнее разобрать этот вопрос и доразбирался до своего рода открытия - оказывается, рьяный патриот Эгилс Левитс играет за команду "противника" и "продавливает решения, откровенно выгодные Кремлю".

Цилевич начал разбор проблемы по пунктам. "Как мы смотрим ТВ" - обозначает он первый вопрос и тут же дает на него развернутый ответ.

На сегодняшний день, пишет депутат, зрители смотрят ТВ-программы, используя различные технологические платформы: эфирное вещание (zemes apraide), кабельное, спутниковое, интернет-ТВ (IP-TV).

Цилевич отмечает, что еще недавно основным было кабельное ТВ, однако с 2011 по 2017 год его доля аудитории уменьшилась с 63% до 36,5%. За то же время доля интернет-вещания возросла с 10% до 39,4%. То есть интернет обогнал кабельное вещание. Доля эфирного вещания за тот же период снизилась с 26% до 19%, спутникового – с 15% до 11,7%.

Сказать можно, сделать сложно

Депутат подчеркивает, что все кабельные операторы – это латвийские компании, которые зарегистрированы и платят налоги в Латвии. В отличие от большинства операторов спутникового и интернет-телевидения. Это уже "иностранцы", не находящиеся в латвийской юрисдикции.

Таким образом, отмечает Цилевич, новая идея Левитса относится почти исключительно к кабельщикам - то есть к местным предпринимателям, которым, видимо, снова достанется за всех.

 

Пока что закон обязывает операторов включать во все предлагаемые зрителям пакеты определенный набор программ, в том числе программы общественного ТВ (LTV1 и LTV7), национальные коммерческие программы, бесплатно доступные абонентам, использующим эфирную платформу - RīgaTV24, Re:TV и Sportacentrs.com TV, и несколько программ, созданных на одном из официальных языков ЕС (как минимум одна информационная, одна научно-популярная и одна детская).

Кроме этих обязательных программ, операторы обычно предлагают – за различную цену – и другие программы, значительную часть которых составляют программы на русском языке. Кстати, эти программы смотрят не только русскоязычные латвийцы, но еще и около 60% латышей.

При этом он отмечает, что в латвийском законодательстве нет определения для того, что должно входить в "основной пакет" программ. И многие операторы такого термина не используют, предлагая несколько разных пакетов на выбор. А это значительно осложняет применение инициативы Левитса на практике.

Все смотрят на русском

Но есть более глобальная "проблема". Программы на русском языке в Латвии востребованы - их смотрят 32% зрителей. Еще 63% - смотрят программы на латышском языке, а 2,5% - на английском. Другие языки в опросах практически вообще не упоминаются.

А теперь, чтобы сохранить зрителя, пишет Цилевич, операторам придется покупать и включать в пакет программы на греческом, португальском и других языках, которые никто точно смотреть не будет. Зато услуги латвийских операторов подорожают, и помимо прочего они проиграют в конкуренции с другими платформами, у которых не будет таких жестких требований.

Далее депутат поднимает очень любопытную тему. Помимо включения новых каналов, операторам, очевидно, придется сократить количество предлагаемых каналов на русском, пишет он.

При этом он подчеркивает наивность предположения о том, что новые ограничения повлияют на зрительский выбор. По мнению депутата "Согласия", в том случае, если привычный оператор не сможет предложить тo, что человек хочет смотреть, или значительно повысит цену, - зритель просто уйдет к другому оператору, на другую платформу. Включая пиратские, которые предлагают несколько десятков российских каналов за пару евро в месяц.

Против языка

Цилевич отмечает, что нечто подобное уже произошло в конце 90-х, когда были законодательно введены языковые квоты на частных латвийских каналах. Тогда, пишет он, авторы идеи исходили из нехитрой логики - если отключить вещание на русском, людям придется переходить на латышские каналы, и вот тут им и объяснят, как "правильно" думать.

Но депутат отмечает, что на деле все произошло совершенно по-другому. Русскоязычный зритель переключился на российские каналы, и государство вообще потеряло возможность обращаться к русскоязычным согражданам на их родном языке.

 

В 2003 году Конституционный суд, рассмотрев иск "Согласия", признал языковые квоты неконституционными и отменил – но производство оригинального ТВ-контента на русском языке в Латвии было необратимо подорвано, и его полное исчезновение стало лишь вопросом времени. Цилевич подчеркивает, что сейчас президент и коалиция намерены вновь наступить на те же грабли.

Подчеркивая всю нелепость инициативы Левитса, в которую так самозабвенно вцепился Сейм, Цилевич отмечает, что единственный способ борьбы с "недружественной пропагандой", которую видят везде патриоты-националисты, это создание альтернативного контента.

Стоит отметить, что в посольстве РФ почему-то не обрадовались такой "радужной" перспективе для "кремлевской пропаганды", которую не без иронии описал Цилевич.

А Россия-то не рада

Российские дипломаты, видимо, про эту пропаганду знают куда меньше, чем латышские националисты, и поэтому углядели в инициативе Левитса "качественное решение проблемы наполняемости казны" Латвии.

В диппредставительстве подчеркивали, что в очередной раз желание нажиться на людях прикрывают "заботой о нацбезопасности страны". А на деле происходит вопиющая по своей беспринципности операция - на законодательном уровне значительную часть населения Латвии хотят лишить телепрограмм на родном для них русском языке "ради укрепления мнимой демократии и плюрализма мнений".

 

Кроме того, не рады такому "укреплению демократии" и клиенты телевизионных операторов, да и сами операторы, как уже было сказано. Большая часть потребителей просто не знают английского, французского и других языков, которые им пытаются навязать латвийские власти, и поэтому с первых же дней, как Левитс заявил свою инициативу, люди впали в панику и начали звонить поставщикам телевизионных услуг.

Потребители утверждают, что если им навяжут обозначенный президентом вариант, то они будут искать альтернативу - точнее, уйдут на спутниковые платформы, причем нелегальные. И казна Латвии тогда останется с носом, как и латышские националисты, мечтающие всех интегрировать и заставить плясать под свою дудку.

Более того, как рассказывают поставщики услуг, аудитория давно подписывается на просмотр конкретных каналов и даже передач, поэтому президентское предложение уже сегодня устарело на лет на двадцать.

Как давят русский

Стоит напомнить, что с 19 марта ожидается закрытие службы новостей Первого Балтийского канала - крупнейшего частного телеканала, вещающего на русском языке. Речь идет в том числе о ежедневной программе новостей "Латвийское время", а также об авторских передачах "За кадром", "Пять копеек" и ежедневной информационной программе "Новости Эстонии".

Периодически на медийном рынке ходят слухи о возможных сокращениях на единственном государственном телеканале, вещающем на русском, – LTV-7. В то же время Нацблок наседает на Латвийское радио 4, которое "слишком много вещает на русском".

Таким образом депутаты выдавливают жителей Латвии, говорящих на русском языке, из общего информационного пространства. Оставляя за ними право получать информацию на родном языке из интернета, посредством спутниковых тарелок или другим способом. Понятно, что в первую очередь жители Латвии будут смотреть российские каналы и российские же передачи.

Источник

Подписка на новости