Политика | Южноукраинск, 15 Января, 2019
«Никакой заинтересованности исполнительных органов в оздоровлении КП ТВКХ нет», - глава наблюдательного совета
Три месяца назад, во исполнение решения 41-й сессии Южноукраинского городского совета, был создан Наблюдательный совет КП «Теплоснабжение и водо-канализационное хозяйство». В его функции входит текущий контроль деятельности коммунального предприятия от имени собственника, которым является территориальная громада в лице городского совета. Основная цель его создания – выведение предприятия, счета которого арестованы, которое имеет почти 120 млн грн. долга перед ОП «Южно-Украинская АЭС», из кризиса.
В состав Наблюдательного совета, заседания которого проходят еженедельно, вошли представители депутатского корпуса – Федор Татьков, общественности – Вера Миронова и основного кредитора – Александр Пелюх, который возглавил Наблюдательный совет КП ТВКХ. Что уже сделано за три месяца работы, читайте в интервью с Александром Пелюхом.
Прежде чем начинать предпринимать шаги по выведению предприятия из кризиса, надо четко понимать причины, которые привели КП ТВКХ к такой ситуации. Летом был проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Одной из основных причин убыточности предприятия аудиторы назвали неучтенные потери, которые по разным видам услуг достигают 30-50%. Вы согласны с этим?
- Категорически нет. Потери – это основной фактор, который приводит к убыточности предприятия, но не он является причиной. Это не причина, это следствие. Следствие политики городской власти в отношении к коммунальному предприятию. Основная причина – это использование КП ТВКХ как способ работы с избирателями, инструмент влияния на них. В частности, это касается тарифов на услуги, которые предоставляет южноукраинцам предприятие. Установленные тарифы не соответствовали и не соответствуют их фактической стоимости.
Вторая основная причина – это халатное отношение руководства предприятия к выполнению своих должностных обязанностей. Даже в тех случаях, когда предприятие получало финансирование, деньги вкладывались не в энергоэффективность, не в мероприятия по минимизации потерь. Эти средства вкладывались в непонятные для меня мероприятия, такие, например, как доочистка воды. Это, во-первых. Во-вторых, это злоупотребления, то есть использование ресурсов коммунального предприятия для собственных нужд. Есть факты, когда транспорт ТВКХ использовался для личных потребностей работниками предприятия. Использовали автомобили КП ТВКХ и исполнительные органы власти, давая заявки на поездки в другие города. И эти случаи неединичные. Зафиксированы также факты фиктивного выполнения работ. Материалы по данным фактам злоупотреблений направлены в полицию. По распоряжению Наблюдательного совета приказом директора коммунального предприятия создана группа проведения внутренних расследований, которая продолжает работать в этом направлении.
Теперь о путях выхода из кризиса.
- Наблюдательным советом совместно со специалистами КП ТВКХ был разработан план финансового оздоровления хозяйственной деятельности КП ТВКХ, который состоит из 21 пункта. По каждому из них подготовлены мероприятия, разработаны программы, определены конкретные исполнители и сроки.
Все мероприятия плана можно разделить на три группы: те, которые не требуют финансирования и будут проводиться за счет внутренних резервов предприятия, оптимизации его работы; те, которые требуют финансирования из городского бюджета; те, которые можно реализовать за счет долга городского совета перед КП ТВКХ по судебным решениям – это 11 млн 244,6 тыс. грн.
На этапе разработки плана мы понимали, что столкнемся с трудностями, однако не подозревали, приступив к его реализации, что натолкнемся на такое сопротивление со стороны исполнительных органов городского совета.
Депутатский корпус нам поручил вывести коммунальное предприятие из кризиса. Нами была проанализирована вся деятельность предприятия, и мы нашли внутренние резервы для экономии средств. Даже если это не такая уж большая сумма по каждому мероприятию, в совокупности это приведет к существенной экономии. Поэтому каждое мероприятие должно быть реализовано в обязательном порядке.
Могу предположить, что многие мероприятия плана по оздоровлению непопулярные.
- Так и есть. И по-другому быть просто не может. Нельзя на протяжении долгих лет убивать предприятие, а потом по мановению волшебной палочки все исправить. Так, наше решение о закрытии кассы КП ТВКХ и пересмотре договоров с банками в отношении пунктов, которыми предусмотрена оплата банковской комиссии за счет коммунального предприятия, встретило огромное сопротивление со стороны секретаря городского совета Людмилы Дзюбенко. Она его заблокировала, аргументируя тем, что это вызовет социальное напряжение в обществе.
По этому поводу хочу сказать, что, во-первых, если такая политика исполнительных органов власти в отношении КП ТВКХ будет продолжаться, настоящее социальное напряжение вызовет тот факт, что предоставление услуг окажется под угрозой. Потому как долги не только не уменьшаются, а продолжают расти, сети стареют и требуют капитальных ремонтов, потери никуда не делись. И это не может продолжаться до бесконечности. Придет время, когда совокупность этих факторов достигнет критической массы, и последствия будут уже необратимы.
Во-вторых, такие решения Людмила Дзюбенко не должна принимать единолично. Есть депутатский корпус, который должен рассмотреть целесообразность некоторых мероприятий, определить, правильным ли мы идем путем.
Компенсируя банкам комиссию, коммунальное предприятие за 11 месяцев 2018 года потеряло 131 тыс. грн. Кроме того, в эту сумму не включены расходы на зарплату кассирам, за аренду помещения у КП ЖЭО.
Второе непопулярное решение – это отключение малоэтажной застройки от горячего водоснабжения. Только подогрев воды для 154 абонентов МЭЗ за 11 месяцев этого года обошелся в 2 млн 552,5 тыс. грн., а есть еще другие расходы, такие как зарплата работников, расходы на эксплуатационные нужды, аварийно-восстановительные ремонты и т.д. МЭЗ потребило услуг на 119 тыс. грн. Разницу каждый может подсчитать. Этот вид услуг для МЭЗ является изначально убыточным для коммунального предприятия, однако не является таковым только потому, что он заложен в тариф, и фактически за горячее водоснабжение на МЭЗ платит все население города. В противном случае, отдельный тариф на горячую воду для МЭЗ был бы на порядок больше.
Третье непопулярное решение – это оптимизация персонала КП ТВКХ. Я поддерживаю оптимизацию, но она должна быть разумной. Мы не должны получить судебные иски от сокращенного персонала, который он впоследствии выиграет и коммунальному предприятию придется возмещать средства за вынужденные прогулы. В итоге получится обратный экономический эффект. Поэтому в этом вопросе нужно быть особенно щепетильным в части соблюдения всех норм трудового законодательства. Отмечу, что сегодняшняя численность коллектива КП ТВКХ ниже нормативной. Штатная численность КП ТВКХ составляет 280,7 единиц, фактическая – 269,7. Нормативная численность – 376 штатных единиц.
По мнению членов Наблюдательного совета, есть проблема с высокими надбавками персоналу КП ТВКХ, однако снизить их можно лишь путем внесения изменений в Коллективный договор предприятия.
Наблюдательный совет и руководство коммунального предприятия также выступают за то, чтобы функции по обслуживанию внутридомовых сетей остались у КП ТВКХ, а не у КП ЖЭО. Людмила Дзюбенко вынудила руководство КП ТВКХ передать персонал, обслуживающий внутридомовые сети, в КП ЖЭО. Хотя такие решения находятся только в компетенции депутатов. Уверен, что КП ЖЭО за счет этой части тарифа решает свои проблемы. Исходя из материалов, которые у меня имеются, я буду убеждать депутатов не поддерживать проект решения о передаче функций по обслуживанию внутридомовых сетей от КП ТВКХ к КП ЖЭО. Надеюсь, что депутаты инициируют проверку деятельности КП ЖЭО по имеющимся фактам. Передача функций по обслуживанию внутридомовых сетей КП ЖЭО фактически обескровила КП ТВКХ. Персонал, обслуживающий внутридомовые сети, может помочь ТВКХ зарабатывать деньги, работать по назначению, а не мести улицы, работая в КП ЖЭО. Я уже разговаривал с некоторыми председателями ОСМД, и они готовы рассмотреть предложение сотрудничества с КП ТВКХ в части обслуживания внутридомовых сетей. В перспективе, это сотрудничество с управляющими компаниями, которые с июня следующего года будут оказывать услуги по обслуживанию придомовых территорий.
Однако все эти мероприятия не решают главной проблемы – потерь.
- Верно. И здесь мы подходим к той группе пунктов плана оздоровления КП ТВКХ, которые требуют финансирования из местного бюджета. Самое главное задание сейчас – это проведение технического и энергетического аудита для поиска и минимизации потерь. Речь необязательно идет о физических потерях, таких как вытекание воды. Это могут быть неправильно установленные перетоки и тому подобное. Необходимо оптимизировать всю систему. Без этого, что бы мы ни делали, какие бы мероприятия ни проводили, мы будем все равно получать убытки. Так, убытки за год составили 26 млн 315 тыс.грн. В разрезе услуг убытки в месяц по водоснабжению составляют 726 тыс. грн., по водоотведению – 505 тыс. грн. Убытки по теплоснабжению за отопительный сезон составили 11 млн 536 тыс.грн.
Какие сейчас взаимоотношения с основным кредитором – ОП ЮУАЭС?
- Напряженные. Обязательства, которые взяла на себя местная власть, не выполняются. Были сформированы рабочие группы для решения долговой проблемы, однако никаких результатов их работы нет. На заседаниях рабочих групп нет никакой конкретики, никаких реальных предложений, все заканчивается на уровне разговоров.
В качестве примера могу привести и такую ситуацию, которая говорит сама за себя. ОП ЮУАЭС направило в адрес Людмилы Дзюбенко письмо с просьбой уведомить, какие шаги предпринимаются городской властью в части погашения задолженности перед производителем услуг, а также компенсации убытков вследствие отказа исполкома установить экономически обоснованные тарифы для ОП ЮУАЭС на тепловую энергию. КП ТВКХ, в свою очередь, в ответ на письмо Дзюбенко подготовило свои предложения и получило от нее ответ, что денег на выполнение мероприятий нет. А это означает, что необходимые мероприятия проводиться не будут из-за отсутствия финансирования. Администрации ОП ЮУАЭС Дзюбенко отвечает, что разработан план мероприятий и всё хорошо.
То есть никакой заинтересованности в оздоровлении КП ТВКХ у исполнительных органов горсовета нет?
- На данный момент я с полной ответственностью заявляю, что городской исполнительный комитет во главе с Людмилой Дзюбенко не заинтересован в оздоровлении коммунального предприятия, а снова использует тарифную тему как инструмент влияния на электорат. Все заявления о необходимости выведения КП ТВКХ из кризиса носят исключительно декларативный характер. Все решения Наблюдательного совета блокируются, заседания игнорируются, хотя мы неоднократно приглашали на них представителей исполнительных органов Южноукраинского городского совета. Я вообще ставлю знак вопроса по поводу целесообразности работы в этом органе себя и своих коллег. Мы тратим уйму времени, прорабатываем кипы документов, но не имеем элементарного понимания со стороны Людмилы Дзюбенко, которая ни разу не пришла ни на одно заседание, не подала своих конкретных предложений. Вставлять палки в колеса – к этому сводятся все действия Дзюбенко по выведению коммунального предприятия из кризиса.
Галина Назарова
Источник газета "Контакт"
Читайте также: Жену скандального юриста исполкома Южноукраинского горсовета назначили директором кризисного водоканала