Политика | 15 Октября, 2020

National Interest: Эрдоган бросает вызов Москве на Кавказе

Свежие новости: National Interest: Эрдоган бросает вызов Москве на Кавказе

Доказательства указывают на роль Турции в качестве зачинщика конфликта между Азербайджаном и Арменией из-за  Нагорного Карабаха, включая подготовку военного плана Баку, пишет National Interest.

Согласно изданию, вмешательство в Карабах в рамках растущих геополитических амбиций президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана чревато трансформацией локального межэтнического конфликта в крупную региональную войну.

По словам авторов, полностью поддержав Баку, лидер Турции сумел застать Москву  врасплох в рамках своих усилий по закреплению плацдарма на Кавказе.

«Намерения Эрдогана стали ясны еще в июле, когда президент Турции объявил себя ответственным за выполнение миссии Османской империи в регионе.

После Сирии и Ливии Нагорный Карабах является последней горячей точкой, в которой Турция и Россия враждуют друг с другом. Эрдоган стремится возродить свои исторические притязания на регион на фоне недавних встреч с президентом России Владимиром Путиным по Ливии и Сирии», - пишут авторы.

Его цель - использовать новую войну в Карабахе, чтобы послать сигнал Москве и, если возможно, подорвать историческое влияние России на Кавказе и даже потенциально заменить его турецким влиянием. Иран тоже стал целью этого последнего дерзкого шага Эрдогана. Когда разрядка Анкары в отношениях с Москвой исчезает в песках Северной Африки и Леванта, Карабах предоставляет Эрдогану шанс на всю жизнь превратить град оскорблений в град травм.

Турция впервые попыталась вмешаться напрямую в карабахский конфликт на стороне Азербайджана во время вспышки конфликта в 2016 году, в контексте соперничества Анкары с Москвой из-за войны в Сирии. «Это была просто генеральная репетиция того, что должно было произойти».

В то время как внимание международного сообщества сосредоточено на пандемии, время для нанесения удара показалось Анкаре и Баку подходящим. 27 сентября первые сообщения о бомбардировках Степанакерта начали появляться на армянских телеграмм-каналах, а затем последовали экстренные сообщения в Армении, Азербайджане и, что любопытно, в Турции. Примечательно, что репортер турецкого телевидения в течение часа начал репортажи в прямом эфире из одного из районов, затронутых войной. В начале войны цель Азербайджана заключалась в том, чтобы окружить территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) советских времен, атакуя с северо-запада, юго-востока и северо-востока. Наступление Баку на северо-западе было направлено на возвращение стратегических районов Кельбаджар (Карвачар) и Лачин (Бердзор), которые обеспечивают важнейшее наземное сообщение Армении с Карабахом. Однако непроходимая местность горного хребта Мрав в сочетании с упорным сопротивлением армян привела к тяжелым потерям для Баку.

Разочарованные провалом наступления, Баку и Анкара прибегли к наказанию непокорных карабахцев, обстреливая города и поселки и нанося удары по мирным жителям. Стратегия преднамеренного нападения на мирных жителей исходит непосредственно из сценария Эрдогана. Как сообщала Amnesty International, он неоднократно использовал эту стратегию против курдов в своей стране, а также в Сирии и Ираке.

Стремление Турции расширить свое влияние на Кавказ встревожило регион. Россия особенно обеспокоена своей заинтересованностью в стабильности и безопасности Кавказа. Создание «буферной зоны» дружественных государств к югу от ее хрупко стабильного Северного Кавказа - главная стратегическая цель Москвы. Таким образом, Кремль высоко ценит свои отношения как с Ереваном, так и с Баку, и, следовательно, любой региональный конфликт между этими двумя государствами и потенциальный хаос и нестабильность, которые он может создать, будут противоречить интересам безопасности России.

Силовое одностороннее вторжение Турции в Карабах грозит дестабилизировать регион и поставить под сомнение посредническую позицию России между Ереваном и Баку. Однако пока Россия подошла к ситуации осторожно и дипломатично. Он воздерживается от публичного выбора сторон, подтверждая при этом свои оборонные обязательства перед Арменией. Однако действия Анкары, несомненно, представляют серьезную угрозу безопасности России. Москву беспокоит не только вопиющее решение Турции вмешаться в конфликт, но и введение ею иностранных наемников и джихадистов в зону карабахского конфликта. Присутствие таких боевиков так близко к границам России представляет явную и прямую опасность для России, приближая сирийскую войну прямо к порогу Москвы, в непосредственной близости от ее наиболее уязвимого региона. Угроза разрастания ситуации в Карабахе в крупную региональную войну остается главной заботой Москвы.

Иран разделяет позицию России и многие ее опасения. Тегеран не только открыто выразил обеспокоенность по поводу использования сирийских боевиков-джихадистов, но и по поводу близости конфликта к его северным границам. Неслучайно министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обсуждали этот вопрос по телефону, особенно подчеркивая опасность, которую размещение турецких боевиков-джихадистов представляет для кавказских регионов. И в Иране, и в России также проживает значительное количество армян и азербайджанцев, и, учитывая недавние инциденты между армянской и азербайджанской диаспорами, спровоцированные Баку, обе страны опасаются потенциальных проблем с внутренней безопасностью, которые могут возникнуть в результате нового спровоцированного Турцией конфликта.

В случае  полномасштабной войны, Анкара и ее союзник Баку могут в конечном итоге потерять больше всего от этой амбициозной авантюры. Турция уже ведет слишком много войн одновременно на слишком многих фронтах. Противодействие стремлению Турции получить региональное влияние со стороны значительно более крупных игроков Тегерана и Москвы также будет противодействовать ей. Любое возобновление боевых действий, которое не принесет пользу Эрдогану, вполне может означать конец его ностальгии по Османской империи.

 

Источник

Подписка на новости