Экономика | 20 Декабря, 2016
Национализация ПриватБанка: что на самом деле купило правительство за счет украинцев
Кабинет министров вечером 18 декабря признал крупнейший в Украине банк "Приват" неплатежеспособным и национализировал его. На докапитализацию банка по разным оценкам придется потратить от 100 до 148 миллиардов гривен из государственного бюджета, за крупнейшую покупку года заплатит каждый налогоплательщик. Эксперты уверены, что назвать актив "привлекательным" нельзя, однако таким образом государство гарантировало вкладчикам сохранность их сбережений.
Почему у "Привата" возникли проблемы
Проблемы в банковской системы Украины возникли в результате экономического кризиса и резкой девальвации гривни. Так, валютные депозиты, которые украинцы вкладывали при курсе восемь гривен за доллар, банкам приходится возвращать по курсу 26 гривен за доллар. Кроме того, активное кредитование приостановилось – зарабатывать средства банкам стало сложнее.
"Такая активная потеря стоимости денежной единицы привела к ухудшению банковского портфеля, который находится не только в гривнях, но и в долларах", – поясняет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Однако, несмотря на это, "Приват" остался прибыльным. Так, по итогам годового отчета за 2015-й, который был опубликован на сайте банка несколько месяцев назад, процентные доходы составили 20,30 миллиардов гривен, а расходы – 20,27 миллиардов. Банковский аналитик Виталий Шапран поясняет: банк последнее время зарабатывал за счет повышения комиссии, это и позволяло удерживаться "на плаву".
"Последнее время банк проводил стратегию замещения чистого процентного дохода комиссионными доходами. Это стандартная стратегия для банков во время кризиса. Когда процентные продукты плохо продаются, повышаются комиссии и за счет этого банки "выплывают". Банк не показывал отрицательную разницу между доходами и расходами. Получалось, что процентный доход был, и его отчетность не привлекала ничье внимание. Наша практика показывала, если два года подряд у банка отрицательный доход, по депозитам платит больше, чем получает по кредитам, банк идет в дефолт, это потенциальный клиент Фонда гарантирования вкладов", – рассказывает эксперт.
"Последнее время банк проводил стратегию замещения чистого процентного дохода комиссионными доходами. Это стандартная стратегия для банков во время кризиса. Когда процентные продукты плохо продаются, повышаются комиссии и за счет этого банки "выплывают", – рассказывает эксперт.
Национальный банк принял решение обязать банки самостоятельно увеличить свой капитал – собственники, которые не смогли это сделать, остались без банков. Если в начале кризиса в Украине было 180 банков, на данный момент – их около 100.
"Большая часть банков просто закрывалась. Закрытие банка означало, что банки не были важными для государства, а собственники не считали важным сохранять банк", – рассказывает Устенко.
Однако в случае "Привата", который является системным банком, закрытия означало бы огромный удар для украинской банковской системы. "Похоже, что акционеры ПриватБанка отказались спасать банк самостоятельно и его национализировали. Простым языком это означает, что он становится заботой всех украинских налогоплательщиков. В районе 100 миллиардов гривен нужно влить в банк, это придется сделать государству, а заплатят за это украинские налогоплательщики", – рассказывает Олег Устенко.
В то же время в отчете банка говорится, что "Приват" и НБУ согласовали график погашения кредитов рефинансирования – ежемесячно нужно было выплачивать 650 миллионов гривен. Кроме того, начиная с марта 2016 года, сумма должна была увеличиваться, а до августа 2017 года банк обязался полностью ликвидировать задолженность.
"Кроме того, один из акционеров банка, господин И. В. Коломойский, предоставил личную гарантию возврата полученных от НБУ кредитов рефинансирования Банка и выполнения Плана реструктуризации", – говорится в отчете. Однако, как заявил президент Петр Порошенко: "ПриватБанк", действий банка оказалось недостаточно. Экономист Андрей Новак уверен, что акционеры банка наоборот – выводили капитал.
Чтобы избежать возможного дефолта, государство приняло решение признать банк неплатежеспособным и национализировать его.
Что теперь будет с банком
В перспективе есть несколько подходов, которые помогут изменить ситуацию в банке, уверен Шапран. Главные из них: снизить процентные ставки по депозитам и увеличить комиссионные доходы. "По нашим оценкам. ПриватБанк ждет не столько отход, как динамика клиентской базы. Кто-то уйдет, кто-то появится новый", – считает эксперт.
По факту государство получило вместе с банком кредиты связанным лицам, которые несут риски одного лица. Будут ли они обслуживаться, зависит от собственника. Другого актива, который бы что-то стоил, Украина не получила – платежные системы, в том числе "Приват24", банку не принадлежали. В результате они не достались и государству, рассказывает эксперт группы Реанимационного пакета реформ Мария Репко.
В Минфине уже заявили о том, что "Приват" после стабилизации продадут, однако, по мнению Репко, в ближайшие три года сделать это будет практически невозможно – привлекательным активом ПриватБанк назвать нельзя. По словам Шапрана, продать банк бывшему собственнику Игорю Коломойскому даже через три года будет очень сложно, так как банк был признан неплатежеспособным, для того, чтобы купить его после докапитализации государством, бизнесмену придется получить специальное разрешение от Нацбанка.
Еще один маловероятный сценарий – слияние двух крупных государственных банков – "Ощада" и "Привата". По оценкам Шапрана, легче купить еще один банк, чем провести процедуру слияния.
Отметим, по состоянию на 31 декабря прошлого года Приват Банк имел 30 филиалов и 2589 отделений в Украине и филиал на Кипре. По разным оценкам, доля банка на разных сегментах банковского рынка составляла от 60 до 70%, а доля в банковском капитале – около 25%.
По оценкам Олега Устенко, из бюджета на "Приват" придется потратить около 4% ВВП. Этих средств хватило бы еще на один оборонный бюджет, или на значительное сокращение дефицита Пенсионного фонда. В банк придется внести капитал, по предварительным оценкам Олега Устенко, в размере 100 миллиардов гривен. Фактически, за это заплатит каждый украинский налогоплательщик.
Фактически, за банк заплатит каждый украинский налогоплательщик. К слову, по другим оценкам, "Приват" нуждается в докапитализации в 148 миллиардов гривен: государство выпустит облигации внутреннего государственного займа на 150 миллиардов гривен сроком на 30 лет.
Напомним, Кабинет министров Украины принял решение о переходе 100% акций ПриватБанка в собственность государства. Предусматривается, что владельцем 100% акций ПриватБанка станет государство в лице Министерства финансов, которое "гарантирует бесперебойное функционирование этого учреждения и сохранение средств его клиентов".
Переходный период начинается с 19 декабря. Государство обещает обеспечить плавный переход и стабильную работу ПриватБанка в обычном для его клиентов режиме.
В самом "Привате" отмечают, что национализация стала для них сюрпризом, так как была порождена серией информационных атак на финучреждение.
"Собственно, решение о добровольной и мирной передаче банка во владение государству было принято ровно в тот момент, когда мы поняли, что эту информационную атаку мы можем не пережить, и что под угрозой могут оказаться наши клиенты", – отметил зампредседателя правления ПриватБанка Дмитрий Дубилет.
Дубилет также заверил, что клиентам переживать за свои деньги не стоит, поскольку государство гарантирует сохранность всех физических и юридических лиц средств на текущих и депозитных счетах.
Источник: segodnya.ua