Политика | Николаев, 27 Мая, 2020
Москаленко и зарплата: За что глава облсовета ежемесячно премирует себя, своих помощниц и откуда такие суммы?
Эта история не новая. Чиновники, госслужащие, политики разных рангов – те, кто получает деньги из «общего котла», не любят показывать свои зарплаты. Они понимают – если твой заработок состоит из того, что каждый гражданин страны положил в казну, этот гражданин с тебя в итоге и спросит, а что ты такого сделал на эти условные тысячи.
- Читайте больше на нашем Telegram-канале. Присоединиться к нему можно ЗДЕСЬ
Глава Николаевского областного совета Виктория Москаленко не стала исключением. Краткий экскурс в эпопею под названием «Я – власть и ваш закон меня не волнует». 8 апреля я послала запрос на имя главы облсовета с несколькими вопросами – список работников аппарата, список советников Москаленко, графики работы и помесячные суммы выплат ей и тем, кто ей ассистирует. По Закону о доступе к публичной информации, на запрос мне обязаны предоставить ответ через 5 рабочих дней, что и было сделано – 14 апреля я получила ответ, в котором мне предоставляли список сотрудников аппарата и советников.
А вот с зарплатами возникла замешка – в запросе мне сообщили, что это большой объем информации и запросили 20 дней на доработку. Это право о 20 днях также принадлежит им по Закону. На этом работа в законном поле для областного совета была окончена.
По истечению 20 дней, 7 мая, ответ мне так и не пришел. В течение нескольких дней я звонила в областной совет – в приемную, канцелярию, в отдел обращения граждан. Я даже пыталась дозвониться самой главе, но она, как и ожидалось, не взяла трубку. Между тем, в отделе обращений граждан мне сказали, что ответ на запрос лежит на подписи у Москаленко на столе. Это же мне сказали и в ее приемной. В чем же тогда проблема, спросите вы, нет ничего сложного в том, чтобы поставить подпись под ответом о своих доходах и доходах своих помощниц. Или все-таки проблема есть? Этим вопросом я задавалась с 7 по 25 мая. Именно столько дней мне «шел» ответ на запрос. Все это время глава областного совета со своим штатом советующих пыталась найти способ, чтобы не ответить мне на запрос – публиковала видео, где рассказывала о своей зарплате (параллельно проведя «рум-тур» по квартире за 77 тысяч гривен); подруги помощниц, делано не понимая, в чем мои претензии, отправляли свои запросы (при этом они божились переписать слово в слово с моего, но слово в слово не получилось); меня и всю команду «Преступности.НЕТ» обвиняли во всех смертных грехах, а сама Москаленко, в комментарии, заявила, что мы заангажированные, раз спрашиваем о том, сколько же она получает денег за свою работу.
За это время мы успели написать на имя главы облсовета десятки одинаковых запросов о зарплате (спасибо всем, кто поучаствовал во флешмобе #отправьзапросмоскаленко), обратиться к нардепам, к региональному представителю уполномоченной по правам человека и в суд. Мы хотели добиться совсем малого и самого естественного – выполнения закона. И вот, нарушив все возможные сроки, 25 мая нам явили ответ. Можете ознакомиться:
И тут надо сразу отметить, что ответ у них вышел неполным. К примеру, я просила, чтобы в ответе отдельно указывали зарплату и отдельно премирование, но они этого не учли. Наверное, забыли. Пришлось работать с тем, что есть.
А есть тут много чего. Итак, давайте же рассмотрим, сколько денег налогоплательщиков ежемесячно получает глава Николаевского областного совета Виктория Москаленко. Я запрашивала ее зарплату с премиями за 2019 и 2020 год. Зарплаты Виктории Москаленко за 2019 год:
Январь – 62 тысячи 240 гривен
Февраль – 62 тысячи 405 гривен
Март – 63 тысячи 800 гривен
Апрель – 63 тысячи 878 гривен
Май – 64 тысячи 798 гривен
Июнь – 63 тысячи 942 гривны
Июль – 77 тысяч 880 гривен
Август – 136 тысяч 615 гривен (да-да, 136,5 тысяч:) за месяц)
Сентябрь – 76 тысяч 916 гривен
Октябрь – 77 тысяч 248 гривен
Ноябрь – 76 тысяч 916 гривен
Декабрь – 166 тысяч 329 гривен
Это был 2019 год. За который Москаленко, в общей сложности, заработала 993 тысячи гривен. Фактически миллион. Чувствуете динамику из месяца в месяц? А работу, проделанную в области, моментально принимающиеся правильные решения, вовремя принятые бюджеты чувствуете? И я нет. Также, как и вы, я задаюсь вопросом, за что такие деньги?
Но тут, и прежде чем мы перейдем к 2020 году, надо отметить несколько деталей и рассказать, из чего в принципе состоят эти суммы. Цифры, написанные выше, - это зарплата с налогами, то есть, на руки Виктория Москаленко получает меньше на 10-15 тысяч. Но обратите внимание – эти суммы уже с премиями. А теперь давайте разберемся, сколько же премии каждый месяц Москаленко начисляет себе любимой.
Итак, из чего состоит зарплата – она состоит из чистого оклада, он согласно Приложению №49 к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 года №268 (в редакции постановления КМУ от 19 июня 2019 года №525) составляет 17 тысяч 760 гривен для глав областных советов и Киевского городского головы.
К окладу прибавляется выслуга лет. Виктория Москаленко вступила в ряды органов местного самоуправления в 2014 году, когда ее выбрали в качестве заместителя главы Жовтневого (ныне Витовского) райсовета. Соответственно, у руля она уже 6 лет. В норме о выслуге лет говорится – если человек работает в государственном органе, либо же в местном самоуправлении больше 5 лет – ему полагается 15% от чистого оклада в качестве оплаты за выслугу лет. У Москаленко 15% от чистого оклада составляют 2 тысячи 665 гривны.
Далее. В зарплату входит доплата за ранг должностного лица. У Виктории Москаленко первый ранг и это плюс еще 1 тысяча гривен к зарплате.
Надбавки за особый характер работы или интенсивность труда. Согласно старому, но еще действующему постановлению КМУ от 1996 года, руководители областных, районных, сельских и местных советов могут иметь до 90% интенсивности от оклада с рангом, то есть в случае Москаленко это 18 тысяч 760 гривен (чистый оклад + ранг). 90% от этой суммы у нас получается 16 тысяч 884 гривны. Это то, что ежемесячно получает Виктория Москаленко к своему жалованию. 90% за интенсивность труда.
А теперь давайте посчитаем, из чего состоит зарплата Москаленко – чистый оклад (17 тысяч 860 гривен) + выслуга лет (2 тысячи 665 гривен) + ранг (1 тысяча гривен) + 90% интенсивности труда (16 тысяч 884 гривны). Итого – 38 тысяч 409 гривен.
Вы где-то видите у нее в 2019 году сумму в 38 тысяч гривен? И я нет. А это означает одно – глава Николаевского областного совета каждый месяц начисляет себе премирование. Какое? Ну давайте посчитаем. Возьмем любую зарплату Москаленко за 2019 год, допустим, за апрель прошлого года – 63 тысячи 878 гривен и посмотрим, сколько она начислила себе премии. Получается 25 тысяч 469 гривен. Каждый месяц глава облсовета начисляет самой себе как минимум 50% премии от ее изначального оклада с учетом выслуги лет и ранга.
И это ей позволили делать те, кто сейчас недоумевает, а почему у нее миллион за 2019 год – депутаты областного совета. Именно они 27 июля 2017 года приняли решение о том, чтобы Москаленко могла себя ежемесячно премировать.
А еще раньше, в начале своей каденции депутаты установили Москаленко ежемесячную интенсивность труда в размере 90% от оклада с рангом. Чтобы потом в декабре и в августе, как в 2019 году, у нее выходили зарплаты по 100 тысяч гривен в месяц, хотя предпосылок для этого никаких. У нас что-то произошло в августе в области? А, может быть, в декабре депутаты с первого раза приняли бюджет, без склок и инсинуаций? За что в итоге Москаленко за один декабрь получила 166 тысяч гривен? Вдумайтесь – 166 тысяч гривен. Со 100% премии, окладом, выслугой, рангом, отпускными, социальными выплатами, деньгами на улучшение здоровья… Что еще в этой зарплате? За красивые глаза есть сотня?
В 2020 году чуда не произошло.
Январь – 72 тысячи 397 гривен
Февраль – 76 тысяч 916 гривен
Март – 76 тысяч 916 гривен
Апрель – 59 тысяч 246 гривен
Явный спад мы можем видеть с марта по апрель, но и 59 тысяч – это много. Учитывая тот факт, что в стране кризис, бюджетов не хватает и каждый думает, где бы что сэкономить. Учитывая то, что у нас в конце года около 70 миллионов будет недостачи в бюджете в лучшем случае. Учитывая миллион и одну проблему в области. Учитывая полные слез и боли глаза самой Москаленко, когда она надрывно говорит о тяготах врачей в связи с их нищенскими получками… Тут еще очень много чего можно учитывать, но факт остается фактом – даже в условиях карантина, в марте и в апреле Москаленко начисляла себе премии. За что? Видимо, никто, кроме нее, и ее советующих, не даст нам ответ на этот вопрос. Ничего сверхъестественного в области не произошло за это время, бюджет на борьбу с коронавирусом мы приняли одни из последних в стране, за всю каденцию глава облсовета толком не ездила в районы, гастроли начались ближе к выборам. А говорить о том, что в том же непринятии бюджета с первого, второго и третьего раза виновата исключительно ОГА, неправильно, поскольку это именно Москаленко – самый главный человек в области. И если ты видишь недееспособность руководства ОГА, ты принимаешь решения, собираешь депутатов, ходишь на четвертый этаж и добиваешься, а не записываешь 15 истеричных видеообращений и начисляешь себе немножко денежек в виде премии. За что? Где результат?
Еще пара забавных фактов – у Виктории Москаленко одна из самых больших зарплат среди всех глав областных советов Украины.
При этом, как сообщают десятки депутатов облсовета, на работе она появляется не раньше обеда, и редко когда задерживается до семи вечера. Кроме того, глава еще ни разу не предоставила отчет за свою работу. За всю каденцию. Логично предположить, что, если уж Москаленко так интенсивно работает и щедро себя премирует, значит, есть за что. Ну и где же этот список заслуг? Боюсь, ответа на этот вопрос мы не услышим. По крайней мере, я пыталась узнать, когда глава облсовета будет отчитываться. В ответ меня спросили, не с Марса ли я. Видя такой расклад, предполагаю, что на Марсе лучше :)
Но я не зря просила информацию не только о ее зарплате, но и о доходах ее советниц.
Оксана Корсак. В областном совете она занимает должность начальника отдела по вопросам обеспечения деятельности руководства областного совета и международных отношений. Чтобы далеко не ходить, возьмем ее зарплату за 2020 год:
Январь – 21 тысяча 930 гривен
Февраль – 25 тысяч 800 гривен
Март – 25 тысяч 800 гривен
Апрель – 25 тысяч 800 гривен
Чувствуете динамику? Давайте теперь разберем, из чего состоит эта зарплата.
Опять же, чистый оклад. У начальников отделов, по закону, он должен составлять 8 тысяч 100 гривен.
Ранг. По закону (Закон Украины о «О службе в органах местного самоупралвения», пункт 14) у Оксаны
Корсак четвертая категория – этой категории может быть причислен 7, 8 или 9 ранг должностного лица. Давайте возьмем 6-й ранг – это, по известному уже нам Постановлению КМУ, 650 гривен к жалованию.
Выслуга лет – у Корсак ее нет, она работает в органах местного самоуправления меньше пяти лет.
Интенсивность труда. Должность Корсак позволяет ей получать до 50% максимум за интенсивность труда. Поскольку интенсивность высчитывается с рангом и выслугой (который у начальника нет), выходит, что Оксана Корсак может получать 4 тысячи 375 гривен максимум к основному окладу.
Теперь посчитаем «чистую» зарплату негласной советницы Москаленко – 8 тысяч 100 гривен (оклад) + 650 гривен (ранг) + 4 тысячи 375 гривен (интенсивность) – выходит 13 тысяч 125 гривен.
Повторюсь – в раскладке зарплат вы где-то видели такую сумму? Нет. Мы видим в среднем 25 тысяч. Это значит, что у Корсак ежемесячное премирование в размере 90-100% от оклада. За что? За что 100% премий в последние месяцы карантина?
Напомню, Оксана Корсак должна следить за работой руководства областного совета и международными отношениями. Вы где-то видели меморандумы, заключенные контракты или «дружбу» с иностранными делегациями? Вы вообще где-то видели эти делегации в Николаевском областном совете в последние 5 лет? Именно те, что были там по инициативе Корсак?
А может быть она тогда основное свое внимание уделяет контролю за работой руководства. Тогда почему Виктория Москаленко не отвечала на мой и еще десятки запросов вовремя? Почему она не определит, когда Москаленко будет отчитываться перед депутатами и общественностью? В конце концов, почему Оксана Корсак не проследила за Москаленко, чтобы та внесла в декларацию две зарплаты за август и декабрь 2019 года, каждая из которых превышает допустимый минимум в 80 тысяч гривен, который можно не декларировать, и как допустила такую оплошность с оценкой двухкомнатной квартиры в центре города в 77 тысяч гривен? Понимаю, что этот вопрос не лежит в компетенции Оксаны Корсак, но уж если ты получаешь такую достойную премию, и интенсивность труда у тебя, как у шахтера, можно пару-тройку лишних обязательств в виде советов, как выгодно выглядеть на публике, и взять.
Дальше у нас Наталья Ковальчук. Помимо того, что Наталья занимает в облсовете должность
советника главы облсовета по общественным коммуникациям и связям со средствами массовой информацией, она также является дочкой депутата облсовета от фракции патриотов «Укроп» Петра Ковальчука. Давайте же посмотрим на зарплату Натальи Ковальчук за 2020 год:
Январь – 18 тысяч 810 гривен
Февраль – 16 тысяч 929 гривен
Март – 21 тысяча 375 гривен
Апрель – 21 тысяча 375 гривен
Давайте сразу – оклад советника по закону должен составлять 5 тысяч 300 гривен. Выслуги у Натальи нет, ранг один из самых низких в виду ее недолгого пребывания на должности – это 200-300 гривен. Наталья получает 50% за интенсивность труда.
Если даже не брать во внимание наш способ подсчета, а обратиться к ответу на запрос общественницы Ирины Руденко, можно увидеть, что зарплата у Натальи Ковальчук за 4 месяца 2020 года составила 78 тысяч 489 гривен – премии из них (спасибо Ирине за то, что ей зарплату и премии разделили) составляют – 45 тысяч 144 гривны. То есть, больше половины от всей зарплаты за 2020 год.
Соответственно, самой зарплаты без премии Наталья получила 33 тысячи 345 гривен. Около 120-150% премирования. Я устала задавать этот вопрос, но все же – за что? Чем таким занимается Наталья Ковальчук, какие связи с общественностью и СМИ, что она советует Виктории Москаленко в этом направлении? Провести рум-тур по квартире? Называть журналистов, требующих выполнение закона, заангажированными? Отвечать на вопросы криком? Что делает Наталья Ковальчук, какие особые достижения в работе у советницы главы облсовета, чтобы из месяца в месяц так щедро ее премировать?
Точно такой же вопрос у меня возникает в отношении депутата и с недавних пор ярого фаната-советника Москаленко Анны Воронок. Напомню, в областном совете она советует по вопросам коммунального имущества. Кстати, советницей ее взяли, пока она была в составе фракции «Украинское объединение патриотов «Укроп», а вот совершенно недавно Воронок из такой патриотичной партии перешла в состав депутатской группы «Оппозиционная платформа - «За жизнь». Это к тем депутатам, которые в свое время не хотели признавать Россию страной-агрессором. Патриотичненько, да? У нее, правда, все намного скромнее, чем у той же Ковальчук, поэтому мне даже немного обидно за Анну. Что она делает не так, что за январь 2020 года получила 11 тысяч
74 гривны? Ее оклад, как советника, должен быть таким же, как у Ковальчук – 5 тысяч 300 гривен, плюс ранг и 50% интенсивности.
Правда, в марте и апреле Анна немного сровнялась со своими более обеспеченными советницами и стала зарабатывать по 17 тысяч гривен. Все уладилось, дружба и мир воцарился между Викторией Москаленко и Анной Воронок. Поэтому, в целом, если ориентироваться на ответ от Ирины Руденко, премирование Анны Воронок составило 120% от ежемесячной зарплаты. Опять же, что там по части выполнения обязанностей? За что такая нереальная премия? Может быть, между облсоветом и ОГА решился, наконец, вопрос коммунального имущества, о чем они спорят уже больше года? Пришли к консенсусу? Может, проработаны пути решения проблем, собираются рабочие группы, депутаты пришли к общему знаменателю, что лучше создать – юридическое лицо или управление в составе облсовета?
Не могу не отметить щедрое премирование еще одной советницы главы Москаленко – Виктории Матиенко. Она, по факту, работает на той же должности, что и Оксана Корсак, но только не возглавляет отдел по руководству облсовета и международных отношений, а советует по этому направлению. Так вот, если в марте Матиенко, как советник, имея ту же изначальную ставку, как у Ковальчук и Воронок, то есть 5 тысяч 300 гривен, получила 14 тысяч 535 гривен, то в апреле та же Матиенко получила уже 25 тысяч. Нужен ли такой сотрудник, который фактически дублирует обязанности отдела? За что его премировали?
Мне стоит говорить о зарплатах и премиях сотрудников аппарата? Например, об Анастасии Корженко, которая является главным специалистом и юрист-консультом по вопросам коммунальной собственности и за месяц в общем получала около 10 тысяч и до двух тысяч премии? Или о Татьяне Бибик, чье премирование за четыре месяца составило 8 тысяч 400 гривен? А она занимает в областном совете должность главного специалиста организационного отдела. Вот в целом, если посмотреть на премию в 8 тысяч Татьяны Бибик и премию в 45 тысяч Натальи Ковальчук, у вас возникают вопросы? У меня, если честно, нет. Потому что у меня от этих цифр шок.
Получается, что в 2020 году штат помощниц и советниц Москаленко обошелся областному бюджету в 415 тысяч гривен. За четыре месяца. Сама же глава областного совета за 4 месяца этого года заработала 285 тысяч. Если прибавить эти две цифры, выходит 700 тысяч гривен. 700 тысяч гривен за то, что за четыре месяца этого года у нас в области не произошло ни-че-го. Два из этих четырех месяцев мы наблюдали скандалы, склоки, политические игры, громкие заявления, а дел по факту ноль. Два из этих четырех месяцев нас попросили затянуть пояса потуже, а та же глава областного совета давилась подступающими слезами, рассказывая о том, что деньги из бюджета надо распределять на самые необходимые в условиях коронавируса расходы. В свете вышеизложенного, лично я делаю для себя вывод - советницы Москаленко получают от нее ежемесячное баснословное вознаграждение за поддержку главы в соцсетях. Лайки, редкие комментарии и перепосты. В наше время это, оказывается, стоит весьма и весьма дорого.
Если подытожить все это, можно сказать одно – я понимаю, почему мне так долго не отвечали на запрос о зарплатах. Из-за 100% премий и 90% надбавки за интенсивность себе и приближенным, из-за фактического игнорирования остальных сотрудников аппарата, которые работают дольше и больше новых советниц. Из-за 700 тысяч гривен по итогу. Здесь можно долго рассуждать о таких устаревших для главы понятий, как совесть, чувство меры, здравый смысл, но я не хочу сейчас заниматься морализаторством. Я хочу, чтобы тот, кто сейчас это прочитал, обратился сам к себе с вопросами – какую зарплату получаю я? Много ли я работаю? Вписывается ли в рамки здравого смысла ежемесячное премирование Москаленко? Вписывается ли в рамки дорогой штат советниц? И самое главное – сопоставимы ли такие суммы зарплат с пользой от тех, кто их получает? Иными словами – а вы видите результат?
Юлия Акимова