Политика | 9 Февраля, 2017
Порошенко: изображая жертву
На днях в парламенте Германии состоятся выборы президента федеративной республики. Хотя эта должность имеет скорее номинально-символическое значение, многое зависит от политика, ее замещающего. И в отличие от большинства предыдущих, новый президент ФРГ будет играть значительно более весомую роль, потому что его зовут Франк-Вальтер Штайнмайер.
Многолетний руководитель аппарата Герхарда Шредера, Штайнмайер всегда имел отличную от Ангелы Меркель и ее Христианско-демократического союза позицию. С момента назначения на пост министра иностранных дел Германии, он пытался в рамках своих полномочий проводить внешнюю политику, в первую очередь, ориентируясь на собственные представления об интересах и дипломатии ФРГ. Однажды это чуть было не стало достоянием общественности – когда 21 февраля 2014 года в Киеве недавно назначенный министром Штайнмайер в компании французского и польского коллег подписывал гарантии на тот моменту президенту Украины Виктору Януковичу, а уже на следующий день Верховная Рада принимала решение о его (Януковича) нелегитимной отставке. Как говорили информированные источники, немецкий министр единственный настаивал тогда на соблюдении подписанных между президентом и оппозицией договоренностей, в то время как Ангела Меркель довольно быстро согласилась с американским сценарием государственного переворота. И с тех пор Штайнмайер занимает несколько более сдержанную позицию в отношении конфликта на Донбассе и ответственности за него России, чем фрау канцлер. Сможет ли он проводить собственную независимую политику на церемониальном посту президента?
Сегодня на глазах меняется отношение Германии к событиям на Востоке Украины. После провального визита Порошенко к Меркель влиятельнейшая «Suddeutsche Zeitung» впервые прямо обвинила киевского лидера в эскалации напряженности на Донбассе. Через неделю после этого посол ФРГ в Киеве Эрнст Райхель заявил, что «неподконтрольные Киеву воинские формирования (ДНР и ЛНР) – не преграда для проведения местных выборов», чем вызвал бурю негодования в администрации Порошенко и Верховной Раде. Ради дезавуирования этих слов украинские журналисты даже обратились к официальному представителю МИД Германии Мартину Шеферу за разъяснением и услышали в ответ поддержку озвученной позиции немецкого посла и специальное напоминание Украине о том, что восстановление контроля над границей, согласно минским соглашениям, должно стать завершением процесса, состоящего из 13 пунктов (в то время, как Киев настаивает на его первоочередном исполнении). В общем, от былой единогласной поддержки Западом действий Порошенко не осталось и следа. Понимает это и сам украинский президент, единственным «товаром» которого остается гражданский конфликт на Донбассе (который он всячески пытается выставить международным) и методы его урегулирования. Всякий раз, как Порошенко едет на переговоры с кем-то из западных лидеров, на Донбассе начинается обострение. И если ради встречи с Меркель украинская армия путем «ползучего наступления» заняла «серую зону» в 5 км, разделявшую прежде позиции противоборствующих сторон, то остается только догадываться, какую провокацию он подготовит к предстоящему 21 февраля визиту в США. Цель подобных провокаций одна – в который раз изобразить из себя «жертву российской агрессии», демонстрируя очередной кусок обшивки автобуса, пробитый пулями, ради того, чтобы в десятый раз попросить о введении миротворцев. Но ни Меркель, ни Олланд, ни Трамп не собираются отправлять свои войска ради политической поддержки Порошенко. ОБСЕ же, призванная еще по итогам берлинской встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины в «нормандском формате» в октябре прошлого года сформировать вооруженную миссию, до сих пор не торопится это делать. Никому не охота лезть под пули.
24 сентября состоятся выборы депутатов Бундестага Германии. Урегулирование конфликта на Донбассе наряду с обеспечением миграционной безопасности ФРГ никак нельзя записать в актив госпожи Меркель по причине, мягко говоря, незавершенности обоих процессов. Новый лидер социал-демократов как коалиционного партнера ХДС новый вице-канцлер и еврооптимист Мартин Шульц вряд ли будет всерьез бороться за пост канцлера и, следовательно, критиковать политику Ангелы. Единственная альтернатива данному дуумвирату внутри берлинской власти – Штайнмайер как безусловный тяжеловес немецкой политики. Но захочет ли он вступать в борьбу ради усиления СДПГ? В противном случае голоса всех недовольных, в том числе, внешней политикой Меркель разделят евроскептики «Альтернативы для Германии» вместе с «Левой партией», представители которых уже успели побывать и в Крыму, и на Донбассе.
Убийство одного из последних народных героев «Русской весны» Михаила Толстых с позывным «Гиви» накануне третьей годовщины подписания Минских соглашений стало очередным свидетельством того, что Киеву не нужен Донбасс с его лидерами. Железная выдержка вооруженных сил ДНР и ЛНР, не переходящих в контрнаступление, может рано или поздно закончиться. На это, собственно, и рассчитывают у Порошенко. «Война нервов» на Донбассе будет длиться до тех пор, пока Вашингтон и Берлин не займут жесткую позицию в отношении Киева – или полное и последовательное выполнение Минского договора, или полный отказ во взаимодействии с этой властью. Исходя из последних заявлений Белого дома, у Трампа это уже начинают понимать. Очередь за Бундестагом и новым президентом ФРГ.
Источник: mk.ru