Политика | 29 Августа, 2016
В Кривом Озере намерены вернуть старые «милицейские» кадры
Накануне Дня независимости в Николаевской области повторилась история села Врадиевки, ставшего уже нарицательным. Отличие лишь в том, что в прошлый раз милиционеры изнасиловали и избили женщину, а новая реформированная полиция убила жителя села Кривое Озеро, 31-летнего Александра Цукермана.
Его супруга позвонила в полицию и сообщила, что муж устроил пьяный дебош. В самой полиции впоследствии заявили, что Цукерман вдобавок ограбил таксиста и разбил стекло его «жигулей». Выходить на улицу к наряду из троих полицейских он не захотел и лег спать в машине.
По словам очевидцев, после этого приехали еще трое копов, вытащили мужчину из машины, заковали в наручники, избили и несколько раз выстрелили в грудь из травматического пистолета. Прибывший на место ЧП врач лишь констатировал смерть Александра Цукермана. Узнав об этом, копы сбежали, а пистолет выбросили в реку. Разъяренные местные жители пошли громить полицейский участок, требуя самосуда над копами.
Вернуть старые кадры
Эксперты считают, что этот частный случай очень хорошо раскрыл проблему. «Все эти ДТП с участием полицейских, стрельба, злоупотребление властью свидетельствуют о том, что в принципе никакой реформы не происходило, а имели место какие-то фейки, под которые были расхищены огромные деньги. Имитация реформы вымыла из системы невероятное количество профессиональных кадров, и восстановить ее будет на порядок сложнее, если бы к реформе подошли взвешенно», — уверен эксперт по безопасности Сергей Шабовта.
Хотя и Цукерман, по его словам, тоже не был таким уж безобидным. «Мы торопимся списать все на полицию, при этом забывая, что убитый человек находился в состоянии крайней невменяемости», — подчеркнул он.
Историю в Кривом Озере бурно обсуждают бывшие милиционеры, которым не раз приходилось сталкиваться с подобной «бытовухой». «Я проработал участковым в поселке три года. На вызовы, когда пьяный муж обижает семью, выезжал часто. Но применять оружие, даже доставать его из кобуры, не приходилось, — утверждает бывший участковый из Киевской области Александр К. — И от коллег я этого никогда не слышал. Почему сейчас новая полиция хватается чуть что за оружие— понятно. Опыта — ноль, за три месяца ничему научить невозможно, я академию МВД окончил. И то сначала был помощником участкового, а потом уже работал самостоятельно».
По словам нашего собеседкника, прежнюю милицию уважали и боялись: «В большинстве случаев стоило ночному дебоширу только увидеть участкового — он тут же успокаивался и клялся, что больше так не будет. А на утро приходил в участок, чтобы извиниться».
«Посмотрите на нынешних копов: 20-летние щуплые мальчики и девочки. Не скажу, что реформа милиции была не нужна, но проводить ее надо было иначе: юных копов сначала сделать стажерами опытных милиционеров и со временем расширять их полномочия», — резюмирует бывший участковый.
Генерал МВД в отставке Михаил Корниенко также видит проблему в подготовке новых полицейских: «Выезд на семейный скандал, задержание дебошира — это штатная ситуация, но здесь произошло явное превышение служебных полномочий, нескоординированная работа, а применяемые средства не соответствовали угрозе. Вопрос в том, что воспитанием личного состава сейчас не занимаются. Полицию должны учить, причем не американцы и канадцы, а наши специалисты, знающие менталитет и психологию украинцев».
После случая в Кривом Озере в полицейских верхах заговорили о возвращении старых кадров на ключевые посты — начальников областей районов. «Нам намекнули, что хотят сейчас перешерстить картотеку и самых незапятнанных и опытных из бывших вернуть на должности. Сделать это хотят тихо, чтобы не признавать, что реформа провалилась», — рассказал наш источник в николаевской полиции.
Жаркая осень
Не исключено, что история в Кривом Озере — только начало. «Ситуация в Кривом Озере и нападение на ромов в Одесской области не будут иметь глубоких последствий — они сами являются глубоким последствием того, что и социальное, и правовое поле государства разрушено и общество находится в очень агрессивном состоянии. А правоохранительные органы не способны бороться, а сами заражены коррупцией. Думаю, что этой осенью и зимой очень вероятны массовые акции протеста — против повышения тарифов и антисоциальной политики правительства», — считает политолог Руслан Бортник.
Нардеп Сергей Каплин, который был одним из лидеров врадиевских протестов, говорит, что готов организовать второй «врадиевский ход» на Киев: «В регионах уже есть активисты. Мы просто ждем, какими будут первые процессуальные действия. Если начнут переводить стрелки, мы готовы к самым радикальным действиям. В отставку должен уйти Аваков, что автоматически влечет за собой перевыборы (развал коалиции. — Авт.)». Если проблему не решить таким образом, по мнению Каплина, возможны по-настоящему массовые народные бунты.
Впрочем, социолог Евгений Головаха в прогнозах более сдержан: «Кривое Озеро и погром ромов в перспективе действительно могут быть опасными, но много зависит сейчас от реакции со стороны власти. Она должна продемонстрировать, чем отличается в такой ситуации от старой власти».
Жители Врадиевки о трагедии в Кривом Озере
От Кривого Озера до Врадиевки, где в 2013 году сотрудники райотдела изнасиловали местную продавщицу Ирину Крашкову, всего 20 км. Тогда попытки скрыть преступление вылились в погром участка и поход на Киев.
Сейчас во Врадиевке новых бунтов не ждут. «Шествие тогда было большой политикой. И на Кривом Озере кинулись пиариться депутаты, но я не думаю, что там будет что-то серьезное. Ведь у нас тогда два дня верхушка района защищала милицию, прятала насильников», — говорит житель Врадиевки Анатолий.
А Василий Любарец, один из организаторов похода, сказал «Вестям», что, если бы люди пошли из Кривого Озера на Киев, требования были бы аналогичными. «В 2013 году это отставка министра и переаттестация в МВД. Но система не поменялась: должна быть отставка Авакова, плюс в поселках и не пахнет обученной новой полицией — остались те же «менты», что и раньше. Ситуация в стране опасная, и ее разогревают», — говорит Любарец. Местные жители во Врадиевке, впрочем, уверены: полиция прошла чистки и стала «человечнее». «Но мы все равно опасаемся», — сказала нам врадиевчанка Алена.
Источник: hyser.com.ua