Общество | 15 Сентября, 2017
Поборы в одесских школах и садиках никуда не делись, но хоть на ремонты почти не просят
Начало нового учебного года для родителей школьников и воспитанников детских садов традиционно не только становится временем приятных эмоций, связанных с гордостью за своих чад, но и сопряжено с серьезной нагрузкой на семейные бюджеты. И дело не только в том, что дитяти нужно купить форму, пенал, карандаши, рюкзак и какой-нибудь полезный гаджет. Именно в начале года родители рискуют столкнуться с поборами в учебных учреждениях.
Надо сказать, поборы поборам рознь. Одно дело – согласованные с родителями и благословленные ими же ежемесячные платежи в фонд школы, другое – циничное вымогательство со стороны администрации школ или садиков.
Мать первоклассника, поступившего в школу №95, столкнулась именно с последним:
«Сын поступил в первый класс, на собрании было принято пригласить фотографа и видеооператора, чтобы запечатлеть эти трогательные моменты, — сообщила «Думской» на условиях анонимности одесситка Аполлинария К. – Люди пришли и выполнили свою работу, деньги были заплачены: фотографу 1500 гривен, оператору 3500. Однако вскоре мне донесли в резкой форме, что нужно было завысить цену на работу фотографа и видеооператора перед родителями, так как 15-20% составляет откат директору. В противном случае директор имеет все основания прекратить съемку и сказать, что она не санкционирована».
Буквально через неделю в этой же школе начали собирать по 100 гривен на День учителя, при этом всем сказали, что это обязательный платеж.
«Оказывается, деньги, которые мы охотно сдаем и надеемся, что они пойдут классному руководителю, который тащит на себе все, в значительной степени адресованы не ему: согласно неофициальной таксе, 60 гривен с каждой сотни идут директору. В классе 32 человека, на секундочку», — сетует Апполинария К.
«Когда встал вопрос о выборе школы, мы остановились на 35-й потому, что она буквально через дорогу от дома. Знакомые отговаривали: мол, это чуть ли не самая дорогая школа в городе, придется раскошеливаться, только на вступительный взнос готовьте долларов 800, — рассказывает мама первоклассника Оксана. – Но мы с мужем посоветовались и все равно пошли в эту школу. Оказалось, что не все так страшно. Вступительный взнос — 500 гривен. Взносы в фонд школы и фонд класса суммы не такие уж большие – гривен 200-250 в месяц. На День учителя еще собирают по 100 гривен. Потом оказалось, что еще родители должны скинуться на проектор и купить жалюзи на окна».
«После собрания родительский комитет выставил счет на полторы тысячи гривен: на шкафчики, посуду (600 грн), канцтовары (400 грн) и 500 гривен — на подарки воспитателям в течение года, — говорит мать воспитанника детсада №107. — И это все не считая платы за питание, сдачи денег на хознужды — почти тысяча гривен каждый месяц. Когда я возмутилась, мне сказали: «Скажите спасибо, что не нужно сдавать на ремонт группы».
«Думская» пообщалась с учителями одесских школ, и в большинстве своем они признали: да, откаты в том или ином виде существуют.
«Вот эта тема с отчислениями на День учителя или на конец учебного года классным руководителям работает железно – часть суммы в любом случае уходит директору. Вы говорите о каких-то 100 гривен с ученика, так мне больше 100-200 гривен от класса не дарили никогда. Скрывать тут нечего, большая часть идет на нужды администрации», — поделилась с нами учитель школы №120.
Также она подтвердила существование откатов при привлечении родителями фотографов, видеооператоров и конферансье на школьные праздники.
Вместе с тем, женщина призналась, что в последние годы практически перестали собирать на ремонт классов или школы.
«В бюджете деньги есть, и если в школе мало-мальски активный и пробивной директор, очень нетрудно получить финансирование от города на ремонт школы – суммы, действительно, выделяют и многое делается», — говорит педагог.
Впрочем, такой вид платежей, как «на ремонт класса», окончательно не исчез. Как сообщили нам родители первоклашек сразу нескольких школ, их согласовывают с родителями и взимают на принципах добровольности.
«У нас часть родителей отказалась платить по 700 гривен на ремонт класса, однако остальные сдали, и этого хватило, чтобы выполнить работы – я видел, что ремонт необходим, это не то, что кто-то сказал лишь бы собрать деньги. Поэтому мы решили сдать, и так сделали не менее половины родителей», — рассказал нам одессит Дмитрий.
В департаменте образования и науки городского совета настаивают, что любой сбор денег в школах и детских садах, кроме официально оформленного и инициированного родителями, категорически запрещен.
«Любая помощь, оказываемая учебному учреждению, определяется теми, кто ее оказывает, в данном случае родителями. Она не может быть наличной, только безналичной — путем перечисления средств на благотворительный счет, созданный самими же родителями, — говорит директор департамента Елена Буйневич. — Не может быть принудительных сборов, обязательных платежей и какого-либо давления на семьи, не желающие оказывать такую помощь. Если такое имеет место быть, то я настоятельно рекомендую обращаться по телефону 725-35-93, реакция будет незамедлительной».
Кроме того, чиновник прокомментировала ситуацию с выделением бюджетных средств на ремонт школ.
«Когда говорят, что директор должен быть пробивным, то речь идет не о каких-то связях и т.п.: руководитель должен уметь в нужные сроки актуализировать информацию, подать данные о необходимости ремонта с фотофиксацией. Все это анализируется комиссией, которая принимает решение, кому и на что в первую очередь выделять средства. А у нас бывает так, что деньги просят на пластиковые окна, а когда мастера приходят, оказывается, что там потолок обваливается, а об этом нам не известно», — пояснила Елена Буйневич.
Автор — Егор Куприн
Источник: dumskaya.net