Общество | Первомайск, 10 Апреля, 2017

Первомайск страницы истории

Свежие новости: Первомайск страницы истории

История Первомайска в датах.

О прошлом нашего города мы снова  беседуем с краеведом Александром Войтовым.

1.Александр Николаевич, наступил новый 2017 год. Чем для истории нашего города он интересен?

Я считаю, есть три ключевых события. Без них прошлое нынешнего Первомайска трудно представить. Начну по старшинству.

В этом году исполняется 255 лет со дня основания украинскими казаками и крестьянами, с участием молдаван и евреев ханского пограничного  селения Голта. С этим названием село Голта прожило до лета 1919 г., когда стало частью нового административного образования -  г. Первомайск.

Пожалуй, главное событие 19-го века, сыгравшее ключевую роль в утверждении капиталистических отношений в городе, местечке и селе состоялось 1-го сентября 1867 года. В этот день  155 лет назад, первый поезд прибыл на железнодорожную станцию Ольвиополь в Голте.

Как сказали бы мы сегодня, поэтому случаю был проведен митинг с участием всех  слоев населения, в том числе и духовенства, освятившего это событие. Построенная железно-дорожная ветка Балта - Ольвиополь вначале соединила три поселения с торговым портом Одессой,  а впоследствии с промышленным Харьковым. И именно это стало катализатором довольно-таки успешного социально-экономического развития трех поселений. В этом же году из Одессы по железной дороге были доставлены фермы для строящегося железно-дорожного моста через Ю. Буг.

Говоря о возрождении украинской государственности  и национального самосознания украинцев, то история этого процесса, начатая в 1917г.  в Киеве Центральной Радой, которая  провозгласила в июне автономию Украины, получило свое развитие и у нас.

В самом начале осени нынешнего года исполняется ровно 100 лет, как в Голте на Базарной площади (сегодня  Т. Шевченко) состоялся парад воинских частей, вставших на сторону Центральной Рады. Там же представителем Центральной Рады Деревянко был зачитан и текст  ее Первого Универсала. Известно, что в этом параде участвовали и ученики голтянской железнодорожной школы.

  1. Что вы считаете городскими достопримечательностями и чтобы вы предложили сделать для их увековечивания?

История, которой более 300 лет указывает, что мы живем в казацком, гайдамацком  крае.  Географически – это Северное Причерноморье. У нас ведь где Синюха и Ю. Буг разделили, когда то наш город на ОРЛИК-ОЛЬВИОПОЛЬ, БОГОПОЛЬ и ГОЛТУ,  во второй половине 18-го века три державы, а это Запорожские Земли, которые в то время пребывали в составе Российской империи, а также Блистательная Порта и Речь Посполитая граничили между собой. В тот период в Европе не было такого прецедента.

Если говорить о Первомайске, то у нас к счастью сохранились памятники истории достойные внимания, заботы и уважения со стороны наших горожан. Это наше историко-архитектурное  и культурное наследие.

Прежде всего, речь идет о здании нынешнего Дома культуры. Оно построено в конце 20-х годов 20-го века по проекту харьковского архитектора В. Эстеровича, как Дом Советов. В статье «Архитектура и конструктивизм в эпоху начало Советского союза 1920-1930 гг.» об этом написано следующее:

«Группа архитекторов продолжала стилизацию классических ордерных систем, повторяя приемы Ренессанса и классицизма.

Так был возведен Дом Советов в Первомайске». А вот судьба самого архитектора Эстеровича  трагична -  он был расстрелян фашистами  в Харькове в 1941 году.

На удивление у нас сохранилось здание частного женского 5-классного еврейского училища Терезы Марголис. Его возвели на благотворительные средства  еврейской общины в 1909 году. Мы и сегодня пользуемся этим зданием и сейчас в нем детско-юношеский центр национального возрождения.

В здании коммерческого училища  А. П. Климовой имени К. И. Арнольда, построенного на заре 20-го века, сегодня расположился Медицинский колледж. Кстати, в  подготовительном  классе училища учился детский писатель Макс Поляновский. Свой первый рассказ, опубликованный в одной из одесских детских газет, он подписал псевдонимом «Голтянець». Учился в училище и участник Зимнего похода Армии УНР Михайло Солутченко.

На улице Киевская до сих пор стоит  здание мужской классической гимназии, которая была учреждена в октябре 1912 года. Оно и сегодня служит благородному делу городского образования, сейчас это школа №4.

Также в Богополе, на территории школы - интернат сохранилось здание сельского училища, известное с 1910 года.  Оно  тоже «в строю» и используется как спальный корпус.

Не могу не упомянуть и об одном из  самых больших искусственных сооружений - железнодорожную насыпь в сторону железно-дорожного моста. На ее возведении, строительстве вокзала и моста работало 3000 человек.

Есть и другие памятные места, не мене важные и значимые как для истории города, так и для национального самосознания всех украинцев. Так на левом  берегу Синюхи, там где она соединяется с Бугом в сентябре 1768г. по приговору киевской губернской канцелярии была проведена публичная экзекуция над одним из лидеров Колиивщины Максимом  Зализняком и его  73-я товарищами.

В 1769 г. в период российско-турецкой войны в Орлике бывал последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. В 1775 г. по приказу разрушительницы Запорожской Сечи Екатерины 2-ой, он был арестован и сослан в Соловецкий монастырь, где и провел остаток своей жизни. Так что нам действительно есть, о чем рассказать, что показать и чем гордиться. Только делать это надо гораздо активнее, чем сейчас.

Для начала на все уникальное, что связано с нашей историей я предложил бы нашей власти установить мемориальные доски, а на месте экзекуции  лидера Колиивщины М. Зализняка и его 73 товарищей – памятный знак.  Кстати, памятник  М. Зализняку и И. Гонте  в 2015г. был установлен в Умани. Нам уже давно пора стать городом, мимо которого туристы не проезжают.

  1. Вы  настаивали на переименовании улицы Дзержинского в Театральную. Это также связано с историей города?

Мы знали, что по утверждению первого послевоенного директора Первомайского краеведческого музея Романа Кучерявого в начале 20-го века улица Дзержинского носила название Театральная. Один из частных домов на этой улице служил  помещением для театра, устав которого был утвержден в 1903 году.

Документ, что действительно такая улица была в Голте удалось найти в Одесском облархиве.  И я рад, что тут депутаты горсовета согласись с нашим предложением.

Думаю, вашим читателям будет интересно узнать, что  в 1942г. в период оккупации Украины Германией и ее союзниками по распоряжению повитого комиссара в Ольвиополе и Богополе прошло переименование некоторых улиц. Почти все советские названия были переименованы. Например: ул. Петровского стала называться именем историка М. Костомарова, Марата - писателя М. Хвильовова, Робеспьера - С. Ефремова. Сергей Александрович – «перший український професійний публіцист, блискучий літературознавець, котрий уперше вжив назву Українська Народна Республіка. Тобто став "хрещеним батьком" УНР». Некоторым же улицам вернули их предыдущие исторические имена. Например, улице Вузовская, сейчас Трудовой Славы вернули ее старое название – «Гимназійна».  Бывшая улица Паркоммуны  (ныне А. Чернецкого) стала «Млинарська».  А вот улица Чкалова,  была так и оставлена. Видимо профессионализм тогда еще был в цене.

А сегодня, я ищу объяснений и не могу найти - почему  ни одну из улиц Орлика–Ольвиополя депутаты горсовета не смогли переименовать в  Степана Подстрельного? Именно он, запорожский казак во времена гетмана Самойловича в 1676г. на левом берегу Синюхи заложил оборонительное укрепление запорожцев.  Чтобы нам всем было понятно- с этой даты город и празднует свое День Рожденье.

  

Хочу сказать, что увековечивание исторического прошлого нашого города нуждается не сколько в чьих-то одиночных усилиях,  сколько в целенаправленной  и совместной работе  прежде всего историков, краеведов, просто людей не равнодушных и конечно же городской власти. Именно ей жители города делегировали свои полномочия по его управлению, развитию и сохранению исторического, культурного, духовного наследия предыдущих и настоящих поколений.

  1. В книге «Богополь Ольвиополь Голта век 17-18» вы писали, что сумма чисел, получаемая от сложения цифр, составляющих дату основания Орелской твердыни:1+6+7+6=20 и это число символизирует собой идею эволюции, перемен, обновления. В последующем это тоже как-то проявилось?

Хотите верьте, хотите нет, я вам отвечу - да. Знаете «вождь мирового пролетариата» изучая труды Гегеля, сделал для себя пометку, что доводы можно привести буквально до всего на свете. Я же просто назову вам даты, когда менялось административное значение Ольвиополя и Первомайска. Кстати, в довоенных энциклопедических словарях прошлого века Первомайск, указывался как бывший Ольвиополь. Итак, в 1775г. Орлик, он тогда уже г. Екатерининск впервые становится уездным городом. В 1829г. жителям Ольвиополя официально было объявлено о переходе его в подчинение ведомства военных поселений. В 1865г. город стал заштатным городом Елисаветградского уезда. В прошедшем веке Ольвиополь, Голта и Богополь в 1919г. объединились в один город. В 1991г. Первомайск стал городом уже независимой Украины. Если сложить цифры в каждом из указанных годов, то мы получим ту же  сумму цифр- 20. Если вы принимаете или вам интересны нумерологические принципы следующую дату «перемен, обновления» вы можете легко вычислить сами. Хотя если говорить о каких-то «символах» нужно заметить, что все три поселения: Орлик, Голта и Богополь были основаны во второй половине 17-го и 18-го столетий. Более успешно их экономическое развитие происходило также во второй половине каждого из предыдущих столетий. Но видя, с какими трудностями сегодня столкнулась наша молодая страна, мы понимаем ее новый этап развития, а значит и улучшение нашей жизни еще впереди. А уж верить в «нумерологические принципы» или нет, личное дело каждого. Ибо действительно «Пути Господни неисповедимы».

  1. И последний вопрос - нынешние символы Первомайска его герб и флаг соответствуют геральдическим правилам и историческому прошлому?

Знаю, что по мнению некоторых авторитетных горожан здесь есть ряд серьезных замечаний. Их конечно надо рассматривать. Но я бы хотел сразу сказать: авторов нынешних символов города, мне не в чем упрекнуть. Они сделали их так, как себе представляли.  И более того, если бы в этом процессе были задействованы эксперты с геральдики, историки и краеведы,  то  авторы герба и флага города, безусловно, прислушались бы к их  мнению. Уверен, что в таком случае замечаний вообще бы не было,  или  они были бы сведены к минимуму. Поэтому все вопросы к тем, кто утверждал эти символы. Впрочем, тема «городской символики» - тема  отдельного разговора и я думаю, жителям Первомайска  есть, что сказать по этому вопросу.

 

Источник: pervomaisk.net.ua

Подписка на новости