Культура | Очаков, 28 Марта, 2018
Очаковская быль и «Сувенир из Одессы»
Очаковская быль и «Сувенир из Одессы»
Вторую неделю по каналу «1+1» идет сериал «Сувенир из Одессы». В нем идет речь о калейдоскопе различных афер и схем, присущих Одессе в начале ХХ века. Чтобы связать между собой рассказ, для телевизионного проекта были придуманы центральные персонажи. Наряду с главными героями появляются легендарные исторические личности. Таковыми в фильме являются братья Гофманы и ювелир Рахумовский.
История о продаже Гофманами парижскому Лувру тиары скифского царя Сайтоферна, столь популярная в Очакове, широко обыграна в сериале. Хотя и перенесена в историческом интервале на 20 лет назад — с 1895 г. в 1916 г.
Братья Шепсель и Лейба Гохманы, являющиеся купцами третьей гильдии, содержащие свой магазин колониальных товаров в Одессе, на улице Херсонской 17 (ныне – Пастера), переезжают в Очаков, дабы увеличить финансовые поступления, где в 1891 году приобретают дом в центре города по улице Репнина (ныне – Мира), в котором открывают антикварную лавку и тайную мастерскую по изготовлению фальшивых исторических артефактов, связанных с античным искусством древнегреческого города-государства Ольвия («Olbio» - в переводе с греческого «счастливая»).
В первые годы они смогли осуществить ряд неофициальных археологических раскопок, в результате которых были найдены ценные находки – амфоры, монеты, предметы быта ольвиополитов, золотые украшения, мраморные плиты. Но они желали большего и параллельно с научно-изыскательными работами производили подделки, которые продавались как оригиналы коллекционерам Николаева, Одессы, Киева. Уровень работ был настолько высок, что отличить их от оригинала было практически невозможно, тем более, что их продажа сопровождалась «неопровержимыми» историческими фактами. Так была найдена стелла из белого мрамора с надписью ольвийского гражданина Протогена, который преподнес скифскому царю Сайтаферну 900 золотых монет, чтоб защитить город от разорения, названная «Декретом Протогена». Но у стеллы отсутствовала нижняя часть, чем воспользовались братья Гохманы, выдумавшие авантюрную историю о царской тиаре, подаренной скифскому царю. Более того, история о легендарном шлеме вошла во все солидные энциклопедии.
Шепсель Гохман передал тиару антиквару Антону Фогелю и маклеру Шиманскому, которые, в свою очередь, предложили её Венскому императорскому музею. Но ему она оказалась не по карману. И вот, 1 апреля 1896 года Национальный музей Франции Лувр приобретает тиару Сайтаферна из чистого золота весом 486 г за 200 тыс. франков, что равняется 100 тыс. золотых рублей. Тиара произвела сенсацию и стала предметом гордости парижан наравне с Эйфелевой башней. Эрмитаж не мог прийти в себя, от того, что упустил такое сокровище. А вот в научных кругах возникли сомнения о подлинности археологической находки.
Первым высказался директор Одесского археологического музея Э. фон Штерн и вице-президент Одесского общества истории и древностей А.Бертье-Делагард, знаток мастерства древних ювелиров. Но у профессоров Лувра не было и тени сомнений. Через 7 лет, весной 1903 года скульптор Эллина-Майянс заявил о подделке и добился дополнительной экспертизы. Автором оказался одессит Израиль Рухомовский. На работу у него ушло 8 месяцев, а получил он всего 1800 рублей.
Ювелир-самоучка обвел вокруг пальца всю Европу! Чтобы доказать свое авторство, он приехал в Париж и воспроизвел фрагменты тиары, предоставил модели и эскизы, а также сообщил секрет сплава, из которого она была изготовлена. Предложения французских антикваров и коллекционеров оказались очень выгодными, посыпались заказы, и он остался в Париже, и даже был удостоен Золотой медали на выставке, работая в том же Лувре. А в 1928 году вышли его воспоминания о тех давних событиях.
Одесский исследователь А. Гун написал книгу «Тайна золотой тиары» и организовал выставку в Одесском музее западного и восточного искусства И. Рухомовского, а также нашел потомков знаменитого ювелира в Германии, США, Израиле, России, Белоруссии. На фасаде дома №2 по улице Осипова (бывшей Ремесленной), по инициативе Александра Гуна появилась мемориальная доска, изготовленная скульптором А. Князиком.
Как выразился одесский краевед Р. Александров: «Город должен говорить мемориальными досками. Как хочется, чтоб город вернул себе это состояние волшебства!»
Братья Гофманы
Израиль Рухомовский
Источник: Очаковский портал
Читайте также
У Володимирівській загальноосвітній школі-інтернаті з’явився сучасний спортінвентар для гри в настільний теніс
У Володимирівській загальноосвітній школі-інтернаті з’явився сучасний спортінвентар для гри в ... Читать дальше