Криминал | 5 Декабря, 2020

Легализация марихуаны в Украине — будет ли и что мешает

Свежие новости: Легализация марихуаны в Украине — будет ли и что мешает

Комиссия ООН исключила каннабис из списка особо опасных наркотических средств. Что это означает на практике и есть ли смысл в наркотических запретах — в частности, в Украине.

Комиссия ООН по наркотическим средствам 27 голосами "за" при 25 "против" и воздержавшейся Украине исключила 2 декабря каннабис и смолу каннабиса (гашиш) из четвертого списка Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, включающего особо опасные наркотики, переведя их в первый список: доступ по рецепту, контроль за оборотом.

Что это означает

Решение было принято на основе рекомендаций ВОЗ 2019 года и по смыслу является рекомендацией для ограниченного медицинского применения, но не для рекреационных целей.

Впрочем, тенденция снятия запрета на рекреационное использование марихуаны в современном мире тоже есть, хотя на такой шаг решились пока только Нидерланды, Уругвай, Канада и 11 штатов США. Около двух десятков стран допускают продажу марихуаны по рецепту врача. Остальные либо выжидают, либо заняли позицию "это не для нас". Так, представитель Китая в комиссии уже заявил, что его страна будет строго контролировать каннабис, "чтобы защитить себя от вреда и злоупотреблений".

В целом, видна и закономерность: чем менее свободна страна, тем более она склонна к наркозапретам. Так, в число 25 стран, голосовавших против, вошли Китай, Египет, Нигерия, Пакистан и Россия.

Что это вообще такое?

Каннабис, марихуана и конопля — наименования группы растений из семейства коноплевых. Активными веществами в них являются тетрагидроканнабинол (ТГК) и каннабидиол (КБД). ТГК — в основном, для релаксации, он влияет на мышление и восприятие, стимулирует физическую активность. КБД — двойного назначения, может использоваться и для релаксации, и в медицинских целях: обезболивает, расслабляет, стимулирует креативность. В сортах вида сатива (конопля посевная) преобладает эффект от ТГК, индика (конопля индийская) — от КБД, в дичке (рудералис) ТГК и КБД совсем мало, эффект от нее ближе к индике, но на порядок слабее.

Если ТГК и КБД менее 1%, то конопля считается технической и не вызывает наркотического эффекта. Из конопли делают массу полезных вещей: волокно — а значит, бумагу и ткань, а также масло. "Марихуаной" принято обозначать коноплю с высоким содержанием ТГК, используемую в рекреационных целях. Каннабис — медицинская, с относительно высоким содержанием КБД, но ТГК в ней тоже есть, его больше и он действует быстрее. А потом уже догоняет КБД, если он присутствует в достаточном количестве.

Немного об истории запретов и их смысле

Все исторически известные человеческие сообщества использовали и используют те или иные наркотические, то есть изменяющие сознание вещества с целью релаксации. Медицинское использование является, по сути, вторичным, нередко просто служа для оправдания их употребления, хотя во многих случаях лечебный эффект есть.

Одновременно с этим, все сообщества вынуждены вводить ограничения на оборот таких веществ, дабы их потребители не теряли чувства меры. В качестве предлога зачастую декларируется забота о здоровье населения, обеспечение надлежащего исполнения воинских/гражданских/родительских/водительских/трудовых и прочих обязанностей, опасность, которую упоротый индивидуум несет для окружающих, его неэстетичный вид и социальная деградация при длительном злоупотреблении, а также стремление оградить богов от нарушения смертными их покоя без серьезной на то необходимости.

Реальная причина всегда социальная: слишком частое и долгое пребывание под кайфом разрушает социальные связи. Вместе с тем полный запрет всех таких веществ невозможен, поскольку наркотики в том или ином виде для большинства людей необходимы. Точнее, запретить можно, но вопрос в том, как запрет будет соблюдаться.

Как следствие, даже самая либеральная легализация предполагает контроль и некоторые ограничения, а любой запрет — легальные исключения, нелегальные нарушения и замещение более табуированных веществ менее табуированными или более доступными. Здесь есть риск: более доступное вещество может быть и более опасным в медицинском и социальном плане. Кроме того, вытеснение вещества в сферу нелегального оборота влечет появление суррогатов, наносящих здоровью больший вред, а также преступных сообществ, склонных расширять свою деятельность и на другие сферы. Большинство глобальных ОПГ поднялись именно на таких запретах. Запреты же способствовали производству синтетических наркотиков и кустарных суррогатов.

Современные запреты и доброе старое время

Как правило, запрет появляется тогда, когда на фоне возросших социальных напряжений, резко увеличивших потребности в релаксации, мягкие ограничительные меры уже не действуют. Здесь уместно вспомнить, что опиум, героин и кокаин еще в начале прошлого века можно было купить в обычной аптеке. Кокаин входил в состав "кока-колы", употребление гашиша было легальным, а в ряде стран и традиционным, как и употребление листьев коки. Табак и алкоголь свободно рекламировались — в том числе от имени врачей.

Затем что-то случалось: мировая война, кризис или еще какая-то напасть. Граждане, стремясь обрести душевное равновесие, начинали усиленно релаксировать, либо, как вариант, вещество, проникало на новый рынок, где не было культуры его потребления, всегда включающей и традиционные запреты. Умеренный вред возрастал до уровня, не замечать который было невозможно.

 

Следом на горизонте появлялась группа исследователей, обнаружившая вред от (зло)употребления данным веществом, в плане как физическом, так и социальном, реальный или преувеличенный, тут уже бывало по-всякому. После чего на законодательном уровне принималось решение о запрете.

Но мало принять закон — нужно суметь реализовать его на практике, не вызвав на волне запрета появления мощных ОПГ, массовых отравлений суррогатами, замещения освободившейся ниши другими веществами, с худшим эффектом, массовых протестов, или не напоровшись на всеобщий игнор, что тоже случается. Словом, правильно запретить наркотик, уже попавший в оборот, сложно, и эта операция всегда сопряжена с риском провала. И еще: все запрещенные сегодня природные наркотики (о синтетических и полусинтетических продуктах — отдельный и сложный разговор) в прошлом были легальны, не вызывая до поры до времени никаких катастрофических последствий.

История запрета марихуаны

Исторически в западной культуре конопля использовалась сначала в промышленности, и только позднее в медицине, причем, в основном, в США. С 1850 по 1942 годы каннабис входил в США в список разрешенных лекарственных средств и применялся при мигренях, астме, ревматизме, потере аппетита, в качестве обезболивающего, при тошноте и физическом переутомлении. Постепенно аптечный каннабис стали использовать и в рекреационных целях, но до поры до времени это не было проблемой.

А в 1910 году в Мексике началась гражданская война, и в США хлынула волна иммигрантов. В Мексике же существовала культура употребления конопли в рекреационных целях, преимущественно путем ее курения — были соответствующие сорта, которые беглецы в США привезли, естественно, с собой. В новых, тяжелых для них условиях мигранты неумеренно курили коноплю, пытаясь обрести душевное равновесие, и учили этому своих американских соседей, таких же бедняков, искавших доступного отдохновения. Конопля обходилась дешевле алкоголя, да и эффект был интересный, новый и этим привлекательный.

А поскольку количество преступлений, связанных с мигрантами, росло, правительство пошло по простому пути, объяснив это опьяняющим эффектом каннабиноидов, и в несколько этапов ввело на них запрет.

Свою роль сыграло и то, что эффекты от марихуаны были в то время изучены плохо. Сгоряча ее приравняли к опиоидам, вызывающим тяжелые формы физиологической зависимости. Такой зависимости марихуана не вызывает, и сейчас это известно точно (что, впрочем, не делает ее совершенно безвредной). Психологическая зависимость — да, возможна. Но это уже социальный феномен: психологическая зависимость возможна от чего угодно, если у человека нет иных светлых отдушин в жизни.

Последующий всемирный запрет возник в значительной степени под влиянием и прямым давлением США, и лишь отчасти и в меньшей степени из-за неконтролируемого роста потребления в других странах. В общем, с марихуаной явно погорячились, по большей части не по делу.

Почему тоталитарные режимы любят запрещать наркотики?

Этот психологический феномен исследован слабо. Скорее всего, диктаторам ненавистна сама мысль о том, что граждане могут приходить в состояние духа, когда им глубоко плевать и на вождя, и на его энтузиазные лозунги, а диктатура всегда подразумевает идиотический энтузиазм. Тут, понимаешь, всех зовут в строй, маршировать к светлому будущему и завоевывать мир, а он, подлец, накурился и лежит себе, как беспартийная и безыдейная свинья. Запретить. Хватит с них и того, что уже есть, — спиртного и табака.

Что же до марихуаны (и каннабиса заодно, хотя запрет медицинского использования выглядит уже чистейшим идиотизмом), то здесь срабатывает инерция мышления, приравнивающая ТГК и КБД к тяжелым наркотикам. По сути, оснований для запрета марихуаны не больше, чем для сожжения ведьм. Вместе с тем, как мы помним, даже легальный оборот любых наркотических веществ все-таки подразумевает некоторые ограничения, вводимые законом, либо традицией.

А как с каннабисом обстоят дела в Украине?

В целом — сложно. Украина, как мы помним, воздержалась при голосовании в комиссии ООН. Почему — непонятно. То ли из-за желания угодить сразу всем: и США, и России, то ли от некомпетентности власти, не сообщившей украинскому представителю, как ему следует голосовать.

На свой референдум Зеленский вынес вопрос о медицинском использовании каннабиса. О легализации рекреационной марихуаны не было и речи.

Выращивание конопли и даже покупка каннабиса "для себя" в Украине сегодня незаконны. Согласно ст. 106 (2) КУАП, выращивание конопли в количестве до 10 растений без цели сбыта влечет за собой их конфискацию и штраф. А за торговлю марихуаной можно уже и сесть, до 8 лет. Ну, или откупиться, что, как правило, и происходит.

Единого мнения по вопросу легализации медицинского каннабиса (тем более — рекреационной марихуаны) во власти не сложилось, но в целом оно скорее отрицательное. Довольно типично высказался по этому поводу спикер ВР Дмитрий Разумков, по мнению которого украинское общество не готово к легализации марихуаны, а также проституции и права на владение короткоствольным оружием.

Это очень характерный набор тоталитарных запретов и аргументации. Комментировать тут можно долго, но если ограничиться краткой репликой, то покойный Николай II, самодержец и душитель свобод, был демократичнее главы Верховной Рады современной Украины и относился к своим подданным с большим доверием, чем Дмитрий Разумков к украинским гражданам. Впрочем, Разумков здесь приведен как пример. Советское тоталитарное мышление с его желанием запретить вообще все характерно для большинства украинских политиков и чиновников.

Однако, как уже было сказано, продекларировать запрет мало — нужно добиться его исполнения. В этом плане в Украине все обстоит двояко. С одной стороны, украинцы, с присущим им здоровым анархизмом им. Н. И. Махно, массово плюют на запреты. Найти низкосортную марихуану на "покурить" несложно и, в принципе, не дорого. Но найти что-то качественное — дороже и сложнее. И понятно, что если вы влипнете с этим в полицию, полный набор неприятностей и убытков будет вам гарантирован. В общем, средненькая такая ситуация.

Хуже то, что в таком же, практически свободном обороте крутятся и наркотики, вызывающие сильное привыкание, которые действительно стоило бы поставить под запрет. Массовые проверки тех, кто вынужден работать по 14-16-18 часов, к примеру, дальнобойщиков и таксистов, сильно нарушили бы идиллическую картину, но никто этим заниматься не будет, наверное, оно и к лучшему. Пусть уж все отрегулируется само: как показывает опыт, вмешательство власти способно только усугубить ситуацию.

К счастью, кандидат Владимир Зеленский успешно прошел тест на наркозависимость (все, наверное, помнят, как это было). Но президент Владимир Зеленский, как заведено среди президентов, живет в постоянном стрессе — и по-обывательски любопытно, как он его снимает.

Зеленский выступает за легализацию медицинского каннабиса, но здесь все непросто. Ведь, если его легализовать, то одна из тем, на которой он может пиариться, будет закрыта. Так что, скорее всего, о легализации будут говорить много и долго, но легализуют не очень скоро. Вероятно, уже после повышения зарплат учителям до 4 тыс. евро — согласно обещаниям действующего Гаранта.

Сергей Ильченко

Источник

Подписка на новости

Опрос

Мы рады представить Вам наш новый веб-сайт! оцените его.

Смотреть результаты