Общество | 2 Марта, 2019
Жители Нагорного Карабаха почтили память жертв сумгаитских погромов
Возложение цветов в память о жертвах погромов в Сумгаите прошло сегодня в Степанакерте и во всех райцентрах Нагорного Карабаха. Беженцы из Сумгаита потребовали решения жилищных проблем.
Как писал "Кавказский узел", в Армении и Нагорном Карабахе ежегодно проходят акции, посвященные погромам в Сумгаите. 26 февраля около двух тысяч человек собрались в Ереване на акцию в годовщину сумгаитских погромов, потребовав от властей не допустить территориальных уступок при разрешении нагорно-карабахского конфликта.
Сумгаитские погромы продолжались с вечера 26 по 29 февраля 1988 года, они явились первым массовым взрывом этнического насилия накануне крушения Советского Союза. По официальным данным Генпрокуратуры СССР, в результате бесчинств погромщиков в Сумгаите погибли 26 армян и шесть азербайджанцев, более ста человек было ранено, свыше двухсот квартир было разграблено, десятки автомобилей сожжены или разбиты. Также было разгромлено множество мастерских, магазинов, киосков и других объектов общественного назначения. По данным различных, более поздних источников, основанных на рассказах очевидцев и анализе свидетельств о смерти, число погибших составило сотни человек, говорится в опубликованном в "Справочнике" "Кавказского узла" материале "Сумгаитские погромы".
В районных центрах Нагорного Карабаха сегодня прошли шествия, возложение цветов и другие мероприятия в память жертв сумгаитских погромов. В центральной библиотеке райцентра Гадрут был организован показ документального фильма о погромах армянского населения в Азербайджане в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
В Степанакерте в первой половине дня руководители Нагорного Карабаха, работники учреждений, студенты и старшеклассники, жители столицы и беженцы из Азербайджана возложили цветы и венки у памятника жертвам сумгаитской трагедии в Мемориальном комплексе. Там же предводитель Арцахской епархии Армянской апостольской церкви Паргев Мартиросян прочитал молитву за упокой всех погибших при погромах в Сумгаите, сообщил корреспондент «Кавказского узла».
«Я родился в Сумгаите, и я также потерял родственников. Сегодня мы почтили память о невинных жертвах Сумгаита, заявив, что сделаем все от нас зависящее, чтобы сохранить память о них», - сказал Паргев Мартиросян.
Надо продолжать работать над тем, чтобы сумгаитское преступление получило политическую оценку, заявил сегодня на брифинге глава МИД Нагорного Карабаха Масис Маилян. Он отметил, что в 2018 году его ведомством было подготовлено порядка 10 документов, информирующих о том, что произошло с армянами в Сумгаите, и которые были распространены в международных структурах. Маилян добавил, что к 31-й годовщине событий в Сумгаите готовятся новые документы.
В вопросе защиты прав беженцев из Азербайджана, по словам Маиляна, еще многое предстоит сделать, но «Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха. - Прим. "Кавказского узла") как государство защищает интересы армян из Азербайджана на разных уровнях».
Освободительное движение в Нагорном Карабахе «стало единственным способом спасти коренных армян от геноцида», сказал, выступая в Степанакертском мемориальном комплексе, председатель Народного собрания Нагорного Карабаха Ашот Гулян.
«Мы говорим с международным сообществом на языке международного права. Мы пытаемся организовать обсуждения с заинтересованными структурами всеми возможными способами, чтобы найти решение карабахской проблемы, довести до логического конца», - заявил Ашот Гулян.
Беженцы недовольны отсутствием внимания к их проблемам от международного сообщества
В Нагорном Карабахе проживают порядка 20 тысяч беженцев и вынужденно-перемещенных лиц, сообщил руководитель общественной организации "Арцахский союз армянских беженцев из Азербайджана" Саро Сарьян. Он отметил, что беженцы в Нагорном Карабахе не имеют международного статуса.
«Мы, беженцы в Нагорном Карабахе, имеем право быть в центре внимания международных структур. Стоит упрекнуть международное сообщество, государства, что не обращают внимания на страдания беженцев в непризнанном государстве. Это гуманитарный вопрос, и нельзя его связывать с политической ситуацией», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Саро Сарьян.
Он отметил, что беженцам в Нагорном Карабахе «нужна не продовольственная помощь от международных структур, а программы в области образования, культуры». Саро Сарьян также указал, что большая часть беженцев потеряла все имущество в Азербайджане, когда люди были вынуждены бежать, спасая свои жизни.
«В свое время правительство Советской Армении в одностороннем порядке выплатило 14,5 тысячи азербайджанских семей в общей сложности 70 миллионов рублей (около 110 млн долларов США) за оставленное имущество. Азербайджанское правительство никакой компенсации армянским беженцам не выплачивало. При этом подход азербайджанской стороны нарушает один из основополагающих принципов – принцип равенства людей. Несмотря на то, что азербайджанские власти постоянно апеллируют к проблеме беженцев, в то же время препятствуют специализированным международным организациям посещать беженцев в Нагорном Карабахе, нарушая этим права армянских беженцев, лишая их международной помощи и защиты», - подчеркнул Саро Сарьян.
Представитель "Арцахского союза армянских беженцев из Азербайджана" в Степанакерте, беженка из Сумгаита Рузанна Авакян считает, что карабахские власти должны более принципиально ставить вопрос о беженцах на разных международных платформах, а правозащитникам надо больше уделять внимание этой теме.
«Хотелось бы, чтобы вопросом беженцев занимались вплотную правительство, парламент, омбудсмен. О наших правах вспоминают только раз в год – ставят цветы и выдают заявления. Международные правозащитные структуры, если они действительно считают права человека основополагающими, должны обратить внимание на страдания беженцев в Нагорном Карабахе», - заявила корреспонденту «Кавказского узла» Рузанна Авакян.
Вопрос о возвращении беженцев, в том числе из Сумгаита, и выплате им компенсаций должен обсуждаться на официальных переговорах между Азербайджаном и Арменией, но он не поднимается, указал глава азербайджанского Общества гуманитарных исследований Аваз Гасанов. Вопрос о выплате компенсации беженцам из Сумгаита может быть рассмотрен только в комплексе с вопросом о возмещении ущерба всем пострадавшим в результате азербайджано-армянского конфликта, считает редактор агентства Turan Шахин Гаджиев.
Проблема жилья для беженцев остается нерешенной
В Нагорном Карабахе, по словам Саро Сарьяна, для более 40% беженцев жилищная проблема остается нерешенной – у многих нет жилья, либо оно ветхое или нуждается в ремонте. При этом существует государственная программа по улучшению жилищных условий беженцев, но она продвигается медленно, отметил Сарьян.
«Более 80 семей беженцев получают частичную денежную компенсацию на оплату за съемное жилье. Есть льготы для покупки жилья по ипотеке, но очень мало семей смогли воспользоваться этой программой. Доходы большинства семей беженцев не устраивают банки», - заметил Саро Сарьян.
С октября 2016 года беженцы могли взять в ипотеку квартиру, причем им не надо было сразу выплачивать первоначальный взнос (эту сумму можно было погашать постепенно вместе с основным долгом), а проценты банку выплачивало государство. С 1 января 2019 года начинает действовать новая программа, по которой государство будет выплачивать за беженцев, взявших ипотечный кредит, не только проценты, но и часть первоначального взноса. В качестве первоначального взноса банки берут 30% от стоимости жилья, беженцу же, согласно новой программе, надо будет выплатить лишь две 10%. Эта программа также касается ветеранов карабахской войны, семей погибших в карабахской войне военнослужащих, многодетных семей, инвалидов первой и второй группы. Пока власти собирают заявки, передает корреспондент «Кавказского узла».
В Степанакерте проживает 4290 семей беженцев из Азербайджана, сообщила Рузанна Авакян. По ее словам, порядка 400 семей беженцев в столице Нагорного Карабаха не имеют собственного жилья.
Беженка из Сумгаита Эльмира Алуханян рассказала, что приехала в Нагорный Карабах с мужем и тремя несовершеннолетними сыновьями в 1988 году, сразу после сумгаитских погромов, оставив все имущество. Ее муж устроился на работу в Степанакерте, семье выделили земельный участок, и они своими силами начали строить дом, который остался недостроенным после того, как скоропостижно умер муж. Из-за финансовой нехватки, и тесноты в доме двое сыновей со своими семьями уехали из Нагорного Карабаха на заработки.
«Они хотят вернуться в Степанакерт, но из-за отсутствия работы и жилья они вынуждены оставаться в России. У нас нет возможности достроить дом, а то, что построено было почти 30 лет назад, уже приходит в негодность – потолки, стены, полы – все разваливается. Со мной живет младший сын со своей семьей – жена и четверо детей. Работает только сын, его зарплаты хватает только на выплату долгов и коммунальных услуг. Долги у нас появились, когда несколько месяцев провели в больницах Еревана из-за болезни младшего внука. Пришлось брать кредиты, чтобы оплачивать лечение в Армении. К сожалению, ребенок умер», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Эльмира Алуханян.
Она отметила, что помощи от государства ее семья не получала, и все, что у нее есть, – это нажитое своими силами.
«Я только надеюсь, что мой младший сын как беженец получит квартиру от государства. Купить квартиру даже по ипотеке на беспроцентной основе мы не можем», - с сожалением сказала женщина.
Невестка Эльмиры Алуханян Лилит Акопян рассказала, что кроме того, что ее муж является беженцем, он еще и военнослужащий контрактной службы, а она сама - дочь погибшего в карабахской войне воина. «По всем социальным категориям наша семья может претендовать на жилье от государства. За эти годы несколько раз нас вызывали в правительство, говорили, чтобы готовили документы, так как нам выделяют квартиру. Но потом почему-то это решение меняли, не объясняя причины. В этом году мы вынуждены были взять кредит в банке, чтобы сделать к дому пристройку с ванной комнатой и санузлом», - сообщила корреспонденту «Кавказского узла» Лилит Акопян.
Она добавила, что после рождения пятого ребенка их семья была включена в программу по обеспечению жильем многодетных семей. Эта программа предназначена для семей, в которых пять и более детей, для них власти строят дома. «Но у моего ребенка обнаружили болезнь сердца. После долгого лечения ребенок не выжил – умер в пятимесячном возрасте. Сразу же после похорон мне сообщили, что нас сняли с очереди, и мы не можем претендовать на жилье как многодетная семья», - рассказала молодая женщина. Лилит Акопян уже несколько месяцев ищет работу. По ее словам, зарплата мужа полностью уходит на выплату кредитов, а для остального им приходится постоянно занимать.
Беженцы из Сумгаита Армен и Роза Гаспарян рассказали, что приехали в Степанакерт в 1988 году с детьми. В Сумгаите во время погромов их три дня укрывали соседи-азербайджанцы, а потом они же помогли выехать в Карабах. Семья Гаспарянов изначально получила помощь - в Степанакерте им выделили «финский домик» с тремя комнатами. Роза Гаспарян отметила, что вначале они радовались, что остались живы, но сейчас дети выросли, и жилищный вопрос стоит остро.
«Мы посоветовались и решили взять ипотеку на покупку жилья. У сына высокооплачиваемая работа, и, надеюсь, банки не откажут. Проценты будет выплачивать государство. А если у сына возникнут трудности с выплатой, мы, старики, постараемся немного подсобить», - сказала Роза Гаспарян.
О жилищной проблеме также рассказала беженка из Баку Эллада Агамян. Ее семья – мать, отец, брат и она сама - вынуждены были покинуть родной город, оставив там все имущество. «Приехали в Нагорный Карабах. Отец умер в 2002 году от полученных ран. Мать кое-как нас вырастила. Я вышла замуж. Мать с братом уже много лет живут в селе Цахкашат в старом доме, где всего одна комната, где отсутствуют элементарные условия для проживания. Дом старый, чужой, выделен моей маме администрацией общины Цахкашат», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Эллада Агамян. По ее словам, сейчас она интересуется государственной программой, по которой может рассчитывать на беспроцентное ипотечное кредитование .
«Но я очень сомневаюсь, потому что наш семейный доход не соответствует необходимой сумме, чтобы банк предоставил ипотеку», - добавила Эллада Агамян.
В Нагорном Карабахе требуют правовой оценки событий в Сумгаите 1988 года
Парламент и защитник прав человека Нагорного Карабаха 27 февраля призвали международные правозащитные организации осудить погромы в Сумгаите в феврале 1988 года. Сегодня аналогичное заявление распространил "Арцахский союз армянских беженцев из Азербайджана". В нем содержится критика проведенного расследования в связи с погромами в Сумгаите.
«Азербайджанские власти при попустительстве советского руководства постарались скрыть не только масштабы, но и реальные причины и мотивы совершенного преступления. Именно с этой целью единого следственного процесса не проводилось, дело было разбито на 80 эпизодов. Подобный подход к расследованию сумгаитской резни и организация следствия в целом заведомо исключали поиск, установление и привлечение к ответственности истинных организаторов данного преступления. В результате большинство погромщиков отделались небольшими сроками и скоро были выпущены на свободу», - говорится в заявлении общественной организации.
В нем указано, что сумгаитские погромы «предопределили весь последующий ход азербайджано-карабахского конфликта», в результате которого сотни тысяч армян стали беженцами.
В заявлении фракций и независимых депутатов Национального собрания Нагорного Карабаха говорится о «массовых убийствах», «насильственной депортации армянского населения» в Сумгаите, а ответственность за это возложена на азербайджанские власти. После погромов в Сумгаите преследование армян началось и в других населенных пунктах Азербайджана, после чего возникло карабахское национально-освободительное движение, утверждается в заявлении.
«Именно карабахское национально-освободительное движение, направленное на восстановление национального достоинства, восстановление ущемленных прав, сохранение своей самобытности, вспыхнуло в те дни в Арцахе», - заявили депутаты.
Они также призвали Азербайджан «взглянуть в лицо своему прошлому, отказаться от военной риторики и прекратить политику ненависти, проводимую в отношении армян сегодня».
Омбудсмен Нагорного Карабаха Артак Бегларян в своем заявлении отметил, что во время сумгаитских погромов «были массово нарушены права армян на жизнь, на защиту от пыток и дискриминации, на свободу и безопасность, на собственность, на справедливое судебное разбирательство».
Бегларян также возложил ответственность за эти события на азербайджанские власти, напомнил, что Европейский парламент принял 7 июля 1988 года резолюцию, осуждающую сумгаитские погромы, и подчеркнул, что «преступления против армян по сей день не получили соответствующей правовой оценки и фактически остались безнаказанными».
Омбудсмен призвал международное сообщество «дать надлежащую правовую оценку совершенному в Сумгаите в феврале 1988-го года насилию, в соответствии с основополагающими принципами и нормами международного права, а также принять эффективные меры по прекращению проводимой антиармянской политики».