Общество | 1 Апреля, 2018
Еврейская община Сочи празднует Песах без постоянного раввина
Празднование Песаха началось вечером 30 марта, в еврейском общинном центре в Сочи отметить один из главных еврейских праздников собрались более полусотни человек.
Песах или Пасха - самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории - исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду - историю исхода евреев из Египта.
Члены еврейской общины 30 марта в 18.00 мск начали праздновать Песах в еврейском общинном центре на улице улице Альпийская, 90 "А".
"На улицу Альпийская, 90 "А" в прошлом году переехали две сочинские еврейские организации - светская и религиозная. Еврейский общинный и еврейский семейный центры теперь находятся в одном доме, потому что на улице Северной, где ранее в здании бывшей фотофабрики располагались наши организации, аренда помещений очень высокая", - сообщила корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница еврейского семейного центра Марина Крюкова.
Она рассказала, что приготовление кошерной пищи в еврейской общине началось до праздника. При общинном центре есть свой пищеблок, и все желающие могли приобрести для домашнего стола блюда к празднику, сделанные по специальной технологии.
"Я купила на кухне общины мацу - лепешки из теста, не прошедшего сбраживание, разрешенного к употреблению в течение еврейского праздника Песах. Хотела взять кошерное вино. Отстояла в очереди, но мне не досталось. Вино было привезено специально из Израиля, сделано по специальной технологии. Но желающих его купить оказалось больше, чем вина", - сказала Марина Крюкова.
Она отметила, что по традиции "выпить на праздник нужно четыре бокала кошерного вина".
По словам Крюковой, "еврейские семейные и общинные связи очень крепкие". "В Сочи число членов общины постоянно меняется, так как кто-то уезжает, кто-то приезжает, покупая квартиры в Сочи. Но приезжая, люди всегда находят общину и примыкают к ней. Праздники члены религиозной общины обычно справляют вместе. Помещения позволяют накрыть столы на более полусотни человек. Религиозные люди перед праздником сбрасываются деньгами на покупку и приготовление кошерной пищи. Другие обязательно справляют праздник, но дома, в кругу друзей и знакомых", - рассказала она.
Пасха и иудейский Песах схожи по смыслу и по времени празднования, но при этом имеют фундаментальное отличие. Песах связан с важным событием истории еврейского народа - исходом из Египта, избавлением от рабства. Оба праздника связаны с надеждой. В случае Песаха исход из рабства – это путь к восстановлению себя и к жизни, в Пасхе – смерть одного спасает жизни многих. Воскрешение Христа - это праздник окончательной победы жизни. Однако Песах – это общинный праздник, а Пасха - индивидуальный. Кроме того, Песах призывает еврейский народ делать жизнь лучше здесь и сейчас, а Пасха говорит о спасении за пределами этого мира, сравнило JAMnews в материале "Православная и католическая Пасха и иудейский Песах - что в них общего и что их отличает".
В общине рассказали о постоянной смене раввинов в Сочи после выдворения Эделькопфа
Сотрудница еврейского семейного центра отметила, что невозможно сказать точно, сколько евреев проживает в Сочи. "Евреи активно ассимилируются в другие нации: женятся, выходят замуж, меняют фамилии. Обычно национальность передается по материнской линии. И даже если у человека в каком-то далеком колене были родственники евреи, то они признаются евреями. Как правило, еврейские семейные связи очень крепкие", - сказала Марина Крюкова.
Музыкант Ольга Хает также рассказала, что евреи чтут традиции и празднуют еврейскую пасху в кругу близких и друзей. "Традиции передаются старшими евреями молодому поколению", - отметила она.
В еврейских семьях принято передавать знания по наследству, сказал заместитель директора сочинского Художественного музея Дмитрий Клебанов.
"Хочу отметить, что евреи занимали и занимают в Сочи ответственные должности. Всегда стремятся к самообразованию. Очень вежливые, интеллигентные и приветливые. Чтобы работать ведущими специалистами в разных областях, нужно обязательно учиться и трудиться. Среди врачей, работников культуры, науки, образования много евреев. К примеру, династия врачей Гордонов, зубных врачей Косневичей, наша династия Клебановых идет по культурной линии", - рассказал Дмитрий Клебанов корреспонденту "Кавказского узла".
По словам секретаря председателя общины Шорена Надарейшвили, "председателем общины является известный в Сочи стоматолог Давид Косневич". Она также отметила, что после выдворения раввина Арье Эделькопфа в Сочи община продолжила свою работу в прежнем режиме, но "нет раввина на постоянной основе".
"После высылки из Сочи раввина Арье с семьей на его место почти каждую неделю присылают новых раввинов не на постоянной основе. На праздники приезжают разные раввины, в том числе из Израиля и из Москвы. Поэтому сказать, что в Сочи есть раввин на постоянной основе после Арье, нельзя. И список имен будет очень длинным. Назвать кого-то одного как раввина Сочи поэтому не представляется возможным", - сказала Шорена Надарейшвили корреспонденту "Кавказского узла" по телефону.
В декабре 2016 года МВД аннулировало вид на жительство Ари Эделькопфу, затем права проживания в России была лишена и его супруга Ханна. Суды постановления МВД утвердили, а 28 марта 2017 года суд Краснодарского края отказал Эделькопфу в апелляции. Защита раввина допустила связь его выдворения со спором вокруг земельного участка, выделенного для строительства синагоги в Сочи. Представители еврейской общины назвали выдворение раввина Сочи возмутительным.
Ресторатор объяснил отсутствие еврейских заведений в Сочи "антисемитскими настроениями"
По словам одного из сочинских рестораторов еврейского происхождения Олега, пожелавшего не называть своей фамилии, несмотря на то, что в Сочи евреи занимают достаточно высокие должности, "выдавать свое еврейское происхождение или открыть в Сочи еврейский ресторан для приготовления кошерной еды, встреч и сугубо еврейской музыки - дело достаточно рискованное из-за еще существующих антисемитских настроений".
"Я не сомневаюсь, что еврейский ресторан с кошерной кухней пользовался бы спросом у евреев да и просто у любопытных людей других национальностей, желающих отведать блюда национальной кухни, но открывать такой ресторан в Сочи я не решаюсь. А вдруг его разгромят. Я многократно становился свидетелем того, как агрессивно реагируют представители горячих кавказских народов, когда кто-то из евреев решается заказать еврейскую музыку для танца или еврейскую песню", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
При этом в Сочи работают грузинские, армянские, греческие, русские и другие рестораны. Но верующие евреи не ходят в обычные рестораны, так как в них не готовят кошерную пищу, сказал ресторатор.
"Сама кухня должна быть приспособлена для приготовления только кошерной пищи. К примеру, на одной кухне не могут находиться молоко и мясо. А рыба должна быть приготовлена обязательно с чешуей. То же касается вин и других кошерных продуктов", - отметил Олег.
Источник: kavkaz-uzel.eu