Общество | Южноукраинск, 14 Октября, 2018
День защитника Украины: Николай Гончарук погиб в АТО за два месяца до демобилизации
Накануне государственного праздника вдова Надежда Гончарук поделилась с изданием «Маю право» своими воспоминаниями о муже Николае.
«Мой муж родился в селе Голики Славутского района Хмельницкой области. Потом его семья переехала в город Славуту, там он рос и закончил школу. Там и сейчас живут его родители. В Славуте Коля похоронен. Когда пришла весть о смерти Николая, то я вместе с волонтером «Мирного неба» Татьяной Сорокадум поехала забирать тело. Родители мужа просили, чтобы сын был похоронен на родине, их просьбу выполнила. Теперь вместе с детьми езжу туда на могилу», – рассказывает Надежда.
В Славуте с уважением относятся к родителям погибшего воина и чтут его память. На здании школы, где учился Гончарук, установили мемориальную доску. Мемориальная доска есть и на кладбище в селе Панкратово (Алексеевка) Арбузинского района, там тоже проживала молодая семья Гончарук. К памятному знаку приезжает жена с детьми и волонтеры. В Южноукраинске, в городском музее есть фотография бойца, баннер и некоторые личные вещи.
«Коля впервые приехал в Южноукраинск в 2004 году, он работал на строительстве четырнадцатиэтажного дома возле нижнего рынка. Со временем мы познакомились, встречались четыре года, а потом поженились. В 2010-м году на Рождество родился сын Даня, а дочь Варя на свет появилась 5 мая 2013-го. У мужа был общительный, веселый характер. По натуре он добрый, мирный человек. Спокойный, никогда не провоцировал ссор и сам старался избегать конфликтов. Драки и всякие разборки – это не для него. Я была дома с маленькими детьми, а муж ездил на заработки. Приходили повестки из военкомата, но Коли не было в городе, он их не получал. Но однажды муж приехал в город, как раз пришла повестка, это было 7 августа 2014 года. Воевать не хотел, это не для него. Надеялись, что не заберут в АТО, ведь у него маленькие дети. При чем, Варя с инвалидностью. Но кто это стал слушать! Забирали отцов из многодетных семей! В общем, пошел в военкомат и на следующий день отправили на службу. Из Южноукраинского военкомата не выпускали, пока не отправили. Он там даже на столе ночью спал. Конечно, мы очень тяжело пережили это неожиданное расставание. Я сильно плакала. Коля попал в третью волну мобилизации», – говорит вдова.
Подготовка к военной службе началась с учебного центра «Десна», в Черниговской области. Потом рядовой солдат Гончарук был переведен в Мелитополь Запорожской области, там проходил службу в 17-м батальоне территориальной обороны «Кировоград» в составе 57-ой отдельной мотопехотной бригады сухопутных войск Украины. Потом он был в месте постоянной дислокации в Кировоградской области, в батальоне из добровольцев сформировали отдельную роту и ее направили на передовую. В октябре Коля был в Луганской области, а в конце декабря уже в Горловке Донецкой области.
«За время службы муж только два раза приезжал домой в отпуск, это было на Рождество и на Пасху. Второй раз приехал после ранения, до сих пор храню осколок от снаряда, который вытащили из головы мужа. Пока Коля весной был дома, в палатку на блокпосту попала мина. Все вещи сгорели. Фонд «Миротворец» в обратную дорогу собирал для Коли все самое необходимое: спальный мешок, одежду, бронежилет. После этого случая тяжело было отпускать мужа опять на войну. Но, что нам было делать? Утешало то, что до дембеля оставалось два месяца», – вспоминает Надя.
Вернулся после Пасхи на свой блокпост в селе Ленинское Амвросиевского района Донецкой области. А 21 мая его не стало.
«Говорят, что был обстрел в вечерне время. Коля вместе со своим побратимом вышел на дежурство. Стреляли из 120-калиберных минометов. Одна мина застряла в дереве над их окопом и разорвалась, убив двоих бойцов. Это было в 21.30. С мужем по возможности созванивались, я набирала его в 21.50 и телефон не отвечал. О смерти мужа узнала в селе Алексеевка, там мы бываем в теплое время года. Узнала от соседки. Уже село гудело о гибели Коли, а я не знала… В сельсовете знали, все знали, но мне боялись сообщить. Я сама позвонила голове села, а он ответил, что есть такая информация, но подтвердить или опровергнуть ее пока не может. А уже в 12 часов дня ко мне приехал голова, и военком, и представители Арбузинской районной администрации», – сказала вдова.
Горе подкосило 27-летнюю женщину с двумя маленькими детьми. Сыну было пять, а дочке два. Но Надежде ничего не оставалось, как взять себя в руки и жить дальше ради детей.
«Сначала меня поддерживала мама, но и ее через год не стало. Мой отец умер, когда я была маленькой. Родители мужа далеко… Фактически остались без помощи. Да, мы получаем выплаты, как семья погибшего участника АТО. Приятно, что нашей жизнью интересуются из департамента соцзащиты и помогают. Бывает, что даже просто так звонит мне Эльвира Гехад и Лариса Заболотная: спрашивают, как дела.Это приятно.Волонтеры «Мирного неба»нас поддерживают.Особенно благодарна Валентине Богомазовой. Когда Варваре исполнилось пять лет, то ее пришел поздравлять депутат горсовета Эрик Григорян с ребятами из партии «Побратимы Украины, тоже было очень приятно. А вот местная общественная организация воинов и ветеранов АТО нас игнорирует. Считают, что если Николай здесь не похоронен, то он и не относится к ним. Но ведь здесь его семья, его дети!», –.говорит Надежда.
Указом Президента Украины от 8 апреля 2016 года Николая Павловича Гончарука наградили орденам «За мужество» III степени (посмертно). Награду получал сын. В ноябре 2017 была медаль «Герой Николаевщины», а Данилу вручили благодарность за отца.
«Данил сказал, что вырастет и пойдет отомстит за папу. Внешне сын очень похож на отца. Я говорю ему, что воевать нельзя, достаточно с меня одной трагедии. Говорю, что папа для нас и так герой и мстить за него не надо. Ведь жизнь сама все расставит по местам», – сказала жена погибшего воина.