Политика | 9 Ноября, 2016
Америка, ты одурела: что означает триумф Трампа
Занимавший в годы Первой мировой войны пост премьер-министра Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж спустя многие годы после своей отставки рассказал советскому послу в Лондоне Ивану Майскому вот какую историю. За несколько недель до русской революции февраля 1917 года до британского правительства дошли слухи, что в Петрограде может произойти нечто грандиозное. Обеспокоенный Лондон срочно отправил в Россию специальную дипломатическую миссию во главе с прославленным государственным деятелем, министром без портфеля лордом Мильнером.
Мильнер был убежден, что судьбы государств находятся в руках их политических элит. Поэтому, пообщавшись в нашей стране с царем, его придворными, министрами и депутатами Государственной думы, лорд доложил своим коллегам в Лондон: в России все под контролем, и никаких политических потрясений не ожидается. Но в составе той же самой делегации был молодой личный секретарь Ллойд-Джорджа Филипп Керр. Керр общался не только с политиками, но и простыми людьми. И его доклад начальнику звучал так: революция в России неизбежна. Так и случилось. Едва делегация лорда Мильнера покинула пределы нашей страны, как Николай II потерял свою корону.
А теперь признание или, можно даже сказать, публичное покаяние: осенью 2016 года все мы — смиренный автор этих строк, американский политический класс, российский политический класс, многочисленные эксперты, социологи и прочие предсказатели — оказались в роли этого незадачливого и заносчивого британского лорда. Никто из нас не верил в победу Дональда Трампа. Он казался ходячим недоразумением, выскочкой, клоуном, «боксерской грушей» для Хиллари Клинтон. Трампу де-факто отказала в поддержке собственная партия. Гранды Республиканской партии либо поддерживали демократку Хиллари Клинтон, либо поставили на этих выборах крест и думали уже о президентской гонке 2020 года.
У Трампа не было денег на полноценную предвыборную кампанию. Традиционные спонсоры республиканцев предпочли «закрыть кошель» и не выделять средств заведомому аутсайдеру. И вдруг на тебе! «Заведомый аутсайдер» привел свою партию и к победе на выборах президента, и к победе на выборах в Конгресс. Второй раз за несколько месяцев избиратели на Западе показали кукиш своим политикам. Летом граждане Великобритании проголосовали за выход своей страны из Европейского союза — мировое экспертное сообщество считало такой исход абсолютно невозможным. И вот теперь граждане США избрали своим президентом человека, к которому в «приличных и рукопожатных» кругах США относятся с нескрываемой ненавистью и презрением.
Причины подобного «аномального» поведения рядовых американцев станут теперь предметом бесконечного анализа и даже обмусоливания. Возможно, граждан США достала подчеркнутая династичность современного американского политического процесса. Мол, сначала папаша Джордж передал власть по наследству сыночку Джорджу, а теперь верный муженек Билл передает президентскую «эстафетную палочку» своей любимой женушке Хиллари?! А вот и нет! На-ка, выкуси!
Возможно, простым американцам надоело, что им постоянно навязывают новые политически корректные «моральные ценности» — «ценности», которые зачастую являются таковыми только в глазах нью-йоркских метросексуалов. Возможно, огромную роль сыграла массовая антипатия к фигуре Хиллари Клинтон — даме, которую известный своим остроумием нынешний британский министр иностранных дел Борис Джонсон когда-то сравнил с «медсестрой-садисткой из сумасшедшего дома».
Возможно, рядовых американцев подкупило то, что кандидат в президенты разговаривал с ними на их языке — простом и понятном. Таких «возможно» может быть миллион. Но все они — вопрос второй. А вот вопрос первый: что же будет дальше — с Америкой, миром и нами? Победа на выборах Хиллари Клинтон означала бы дальнейшее скольжение Америки по накатанной колее. Победа Дональда Трампа означает мощнейший шок и встряску, путешествие Америки в совершенно неизведанные политические воды.
Помните реакцию наших интеллигентных кругов на триумфальный для Жириновского результат первых думских выборов декабря 1993 года? Правильно, вся «соль» этой реакции укладывалась во фразу публициста Юрия Карякина: «Россия, ты одурела!» Столпы американского политического класса выступают сейчас с очень схожими заявлениями. Знаменитый экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман: «Является ли Америка провалившимся государством и провалившимся обществом? Похоже, что так!» Передовая редакционная статья «Нью-Йорк таймс»: «Из-за бездумного стремления к переменам Америка оказалась на краю пропасти».
Что является первопричиной такой откровенно истерической реакции? Не только и не столько то, что Трамп груб, циничен, вульгарен, политически некорректен и любит обсуждать «телок» в самых что ни на есть простонародных выражениях. В современной истории Америки президентами были даже более эксцентричные персонажи. Взять хотя бы Рональда Рейгана, который блестяще умел произносить речи, но при этом уже во время своего пребывания у власти страдал от старческого слабоумия и не принимал ни одного важного решения без консультаций своей жены с астрологом.
Вот какая особенность Дональда Трампа, на мой взгляд, вызывает ужас у американского и не только американского политического истеблишмента: абсолютная несистемность избранного президента США. В американской политике уже многие десятилетия существует полный консенсус по целому ряду ключевых вопросов — например, об абсолютно приоритетной роли НАТО, о призвании Америки быть «няней» и защитницей Европы. Дональд Трамп не является частью этого консенсуса. У него свои идеи по поводу всего — идеи, которые кажутся политикам традиционной закваски чем-то вроде святотатства.
Если бы Трампа избрали Президентом РФ, то я бы особо не сомневался: со свойственным ему напором и энергией Дональд Джонович довольно быстро переделал бы нашу политическую систему под себя. Но Трампа избрали президентом США — страны, в которой система сильнее любого отдельно взятого политика. Отсюда вытекает множество вопросов: как именно будет выглядеть взаимодействие президента Трампа с прочими элементами американской политической системы?
В какой мере Трампа «приручат, окольцуют и посадят на цепь», а в какой он сохранит самостоятельность и свободу маневра? Найдется ли у Трампа достаточное количество «трампистов» — единомышленников не по названию, а по существу? Какими будут отношения нового президента с его партией и Конгрессом? Насколько поведение президента Трампа будет отличаться от поведения кандидата в президенты Трампа?
Но, конечно, всех в нашей стране больше всего волнует другое: как при новом президенте США изменятся отношения России и Америки? Среди московской публики сейчас популярна теория: в Кремле опасаются непредсказуемости Трампа и не сильно рады его избранию. Не думаю, что это так. Да, Хиллари Клинтон — более предсказуемый политик. Но предсказуемость Клинтон в отношении России — это предсказуемость застоя, стереотипов и предрассудков, предсказуемость конфронтации, предсказуемость кладбища.
В отношении России Хиллари Клинтон — это современный эквивалент государственного секретаря США при президенте Эйзенхауэре Джона Фостера Даллеса (брата директора ЦРУ Аллена Даллеса, которого российские сторонники «теории заговора» считают автором некоего секретного плана по развалу СССР). Как и Джону Фостеру Даллесу, Хиллари Клинтон свойственны полное отсутствие сомнений и фанатичная вера в свою правоту. Переубедить Клинтон по поводу России невозможно. Мы для нее — «империя зла», которая должна быть если не разрушена, то максимально ослаблена.
Проблема в том, что Россия является «империей зла» в глазах не только Хиллари, но и многих республиканцев. И в этом плане опасения по поводу Трампа оправданны: несмотря на личные симпатии нового президента США к Путину, неизвестно, куда может вырулить его курс по отношению к России. Но непредсказуемость — это не обязательно плохо.
Непредсказуемость — это не только опасность, это еще и потенциальная возможность. В лице Трампа мы имеем президента США, у которого нет застарелой личной антипатии к России и который не прочь договариваться. По меркам осени 2016 года это уже очень и очень неплохо. Не знаю, будет ли президент Трамп хорош для российско-американских отношений. Но президент Трамп точно дает этим отношениям новый шанс.
Источник: mk.ru